Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Антинародный лом

В кризисные времена власти особенно нужно знать, что творится «на местах»

У властей, зачистивших общественно-политическое пространство, нет способов канализации возможного социального протеста. А почти единственным средством лечения массового недовольства трудящихся является ОМОН.

Обострившееся желание властей разведать обстановку на местах, сигналы о котором в последнее время доходят до публики, в принципе, похвально. Еще в позднеельцинской и ранней путинской администрации наиболее технологичные чиновники жаловались на отсутствие в Кремле внятных представлений о том, чем живет и дышит страна, которой надо управлять. Из-за того, что Россия, да даже московские спальные районы, лежащие в стороне от правительственных трасс, оставались неведомыми для властей территориями, многие предпринимавшиеся ими меры причудливым образом превращались в едва ли не сознательное злодейство и вредительство. Это, разумеется, усугубляло народный гнев и требовало немалых усилий и денег для его нейтрализации. Так что

в наступившие нелегкие времена элите (то есть той социальной группе, которая принимает управленческие решения) необходимо знать, что все-таки творится «на местах».

Понятно, что роста социальной напряженности в кризис избежать невозможно. Будут предприятия приспосабливаться к новой, жестокой среде существования, будут экономические агенты пытаться выжить за свой счет – не обойтись без массовых увольнений, замораживания заработной платы, свертывания социальных программ. Добьются они широких субсидий со стороны казны – все съест инфляция. Мрачное будущее, разумеется, не предопределено, но игнорировать возможные угрозы, как минимум, недальновидно. В конце концов, чекистская репутация главы правительства и его команды предполагает способность к сбору информации, ее анализу, прогнозу и разработке превентивных операций.

Такие перспективы заставляют думать о протестном потенциале населения, о том, какие формы могут принять протесты, какие политические последствия это может иметь, и о том, что со всем этим должна делать федеральная власть.

Нельзя сказать, чтобы у власти был какой-то непосредственный повод бояться беспощадного бунта, могущего снести правящий режим. Организация такого бунта представляется крайне затруднительной.

Любая политическая работа по структурированию общественного недовольства неизбежно подпадает под антиэкстремистские статьи законодательства. А до симпатий к подпольщикам любых мастей – что правым, что левым – в целом все-таки еще далеко.

Неорганизованные, стихийные выступления в ближайшее время возможны, но вряд ли речь идет о национальных масштабах. Пока действует сильнейшая усталость от «демократического прошлого» и сохраняется благодарность Кремлю за то, что «поднял Россию с колен», вновь снабдив граждан мобилизационным мировоззрением и наглядным образом врага, протест против житейских трудностей, скорее, будет направлен на директора завода, да на «источник заразы» в виде Соединенных Штатов.

Но, во-первых, и выступления такого рода, если они не предусмотрены планом, как были предусмотрены «тыквенные протесты» «Наших» у американского посольства, способны разрушительно воздействовать на все более хрупкую социальную обстановку. А во-вторых — лиха беда начало.

Что же имеется в арсенале властей на случай принуждения России к социальному миру? Упомянутое антиэкстремистское законодательство как основа для судебных репрессий, отряды ОМОН и, как ни странно, опыт, наработанный за многие годы, в течение которых в стране процветало рейдерство.

Методика «захода на завод», использование при этом милиции, привлечение частных охранных структур, да и просто «пацанов» — все это в ходе развития народного хозяйства неоднократно отрабатывалось и готово к использованию на тот случай, если чудить начнут не хозяева, а рабочие предприятия.

Так что средств для противодействия социальным протестам малого и среднего масштаба у власти достаточно. Другое дело – хорошо ли это?

Речь идет не о моральных материях.

Кризис – экономический, финансовый, политический или социальный – всегда предоставляет возможность оптимизировать существующий порядок вещей.

Но оптимизировать его возможно только тогда, когда принимающим решения ясна клиническая картина. В данном случае прояснить ее не смогут ни сервильные профсоюзы, ни подконтрольные СМИ, ни даже агенты из числа местных чиновников и функционеров «Единой России». Если бы при построении своей вертикали Путин не растоптал оппонентов, именно они могли бы сейчас быть полезными правящему режиму. А так – остается полагаться только на давние навыки разведчика во вражеском стане.

Новости и материалы
Ученые создали звукопоглощающий шелк толщиной в волос
Наркоман выпал из окна третьего этажа в Екатеринбурге
Хилари Дафф стала матерью в четвертый раз
Рязанского подростка избили молотком в общежитии
В США отреагировали на заявления Киева о попытке покушения на Зеленского
«Боруссия» выбила «ПСЖ» из Лиги чемпионов
Исследование выявило, как майские заморозки в России изменились за последние 30 лет
Пентагон назвал «совершенно безответственными» готовящиеся учения России
На Кубани между диваном и батареей нашли обездвиженного ребенка с ожогами
В Луганске начался крупный пожар после взрывов
Стало известно, у каких людей риск развития болезни Альцгеймера достигает 95%
Тренер «Енисея» кратко описал эмоции от смягчения наказания за критику женщины-арбитра
Российские полицейские вернули в семью героя-фронтовика утерянный Орден Красной Звезды
Белый дом запретил сотрудникам посольства США ходить на инаугурацию Путина
Парламент Грузии вернется к рассмотрению законопроекта об иноагентах 13 мая
Бывшая девушка Канье Уэста снялась в корсете с рогами и стрингах
Легенда ЦСКА назвал главную проблему клуба в этом сезоне
Стилист Бородиной высказался о женщинах с «орущими детьми»
Все новости