Московские власти заявили о готовности трудоустраивать увольняемых строительными компаниями рабочих, предоставляя им возможность заработать, например, в дорожно-мостовом строительстве. Руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко говорит, что те компании, которые работают по городскому заказу, испытывают нехватку рабочей силы и способны поглотить трудовой ресурс, высвобождаемый «компаниями, испытывающими финансовый кризис». Это, очевидно, намек на то, что в московском хозяйстве никакого кризиса не предвидится и все фирмы, связанные с мэрией, будут обеспечены оборотными средствами. А еще это косвенное признание того, что масштабные увольнения строительных рабочих представляют для Москвы угрозу с точки зрения социальных последствий. Особая опасность заключается в том, что
строительный комплекс столицы (и в меньшей степени остальной страны) в годы бума успешно действовал по «китайской модели» экономического развития — максимально дешевый труд при нуле социальных гарантий.
Естественно, рынок трудовых ресурсов при таком подходе для девелоперов столицы оказался вынесен не только за пределы Москвы, но и за пределы России. Между тем, по преобладающему среди экспертов мнению, строительные компании, опирающиеся на заемные средства, вынуждены будут прибегать к сворачиванию своих проектов и, соответственно, к массовым увольнениям персонала.
Тогда большое количество мигрантов, трудившихся за гроши ради своих семей на родине, живущих в нечеловеческих условиях и, мягко говоря, не всегда имеющих легальный статус в России, будет выкинуто на улицу. Улицу это безопасней явно не сделает. Связанный с этим всплеск преступности, однако, сам по себе не исчерпывает всех угроз.
Массовый завоз иностранной рабочей силы и так всегда подогревает ксенофобские чувства. А перспектива того, что она окажется без средств к существованию, — вдвойне.
Бесчинства выброшенных на улицу толп гастарбайтеров, если судить по блогосфере, волнуют воображение даже пользователей интернета из числа управленцев и предпринимателей. Страшно представить, какую волну ненависти этот образ способен поднять в умах менее обеспеченных граждан, которые и без того будут искать виновных в вызванных кризисом неурядицах.
Между тем увольнения затронут далеко не только стройкомплекс и далеко не только «понаехавших». И тем из москвичей, кому не повезет, будет особенно трудно и обидно конкурировать на бирже труда с готовыми работать за меньшие деньги (сказанное, к несчастью, относится не только к жителям Москвы, но и к населению остальных российских городов). А чувство обиды, разумеется, только обостряет ненависть к чужакам.
Активизация московских неонацистов, проведших на прошлой неделе публичные акции, показывает, что признаки обострения ситуации налицо.
Так что подспудно выраженную озабоченность московского правительства можно считать не просто своевременной, но даже и запоздалой.
Другое дело, что как-то трудно себе представить, чтобы столичные власти раскрыли свои объятия мигрантам — во всяком случае, после многочисленных изъявлений своего настороженного отношения не только к работающим в Москве иностранцам, но даже и к иногородним гражданам России. Не вызывает полного доверия и тезис о городском заказе на строительство, способном оплатить такое количество рабочих мест. Тем более что заботиться придется и о брокерах, и о трейдерах, и о рекламщиках, и о людях многих других уважаемых профессий. В относительной безопасности — пока, по крайней мере — могут себя чувствовать разве что чиновники.
Московское хозяйство, а стройкомплекс в особенности, представляет собой весьма запутанную систему извлечения прибыли. Может ли оно предложить толпам безработных подушку безопасности в виде «дорожно-мостовых работ» или мы имеем дело с началом упреждающей кампании в прессе по освоению средств федерального бюджета — большой вопрос.