Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дно российской казны

Оплачивать борьбу с кризисом россиянам придется из собственных семейных бюджетов

С поправкой на размеры нашей экономики, выделенные властями средства уже масштабнее предполагаемых американских, и закачиваются они в финансовую систему немедленно. Если окажется мало, сразу добавят еще. Вопрос, надолго ли хватит государственных денег?

Пока в Америке «антикризисный пакет» с трудом продвигается через палаты Конгресса, подвергаясь критике, поправкам и урезкам, наши домашние антикризисные мероприятия осуществляются стремительно и почти без споров.

Вслед за сентябрьским пакетом мер общей стоимостью примерно $100 миллиардов наготове уже и следующий, октябрьский, немногим дешевле. Внешэкономбанку выделяется $50 миллиардов государственных средств для финансирования российских компаний, которые не могут сами вернуть свои иностранные долги. А Центральному банку России дается право и отчасти даже вменяется в обязанность выдавать свои (то есть государственные) деньги в виде беззалоговых кредитов частным банкам.

Логика наших властей, в общем, такая же, как и логика властей западных стран: препятствовать массовому разорению финансовых учреждений и крупных фирм, закачивая в экономику общественные средства. Только у нас все это делается гораздо быстрее и радикальнее, чем там.

С поправкой на размеры нашей экономики, выделенные нашими властями или намеченные ими к выделению средства уже сейчас заметно масштабнее предполагаемых американских и, в отличие от них, закачиваются в финансовую систему немедленно. Если окажется мало, сразу добавят еще. Вопрос только, надолго ли хватит государственной казны?

Золотовалютные запасы России только-только начали расти после полуторамесячного спада ($562,8 млрд на 26 сентября против $559,4 млрд неделей раньше), но и сейчас заметно меньше максимума ($597,5 млрд на 8 августа). И вот, объявлено о новых больших изъятиях. Одновременно из-за досрочного сокращения экспортной пошлины на нефть уменьшатся и денежные поступления в структуры-наследники Резервного фонда, в первую очередь в Фонд национального благосостояния.

Решительность, с которой российское руководство готово поддерживать корпоративные и частные интересы за общественный счет, производит впечатление. Но еще сильнее впечатляют потенциальные запросы интересантов.

На середину этого года (более поздней статистики пока нет) внешние долги резидентов РФ достигли $527,1 млрд – суммы, весьма близкой к государственным золотовалютным резервам. Это не столько официальные долги государства, сколько долги корпораций и банков. Только за второй квартал 2008 года отечественные банки умудрились увеличить свою иностранную задолженность на $21,4 млрд, а так называемые нефинансовые предприятия – на $30,5 млрд.

Наши власти очень гордились быстрым сокращением госдолга, который лет десять назад выглядел непосильным. Но при этом редко говорилось, что казне в случае чего придется закрыть и те долги, за которые она формально не отвечает. И вот час расплаты настал.

Выделяемые $50 млрд предназначены только на текущие расчеты и только на оставшиеся месяцы 2008-го года. Если к началу 2009-го мировой финансовый климат не улучшится, и наши корпорации и банки опять не смогут перезанять денег на Западе, они, безусловно, получат новую порцию из российской казны. А понадобится, так и еще раз – пока там хоть что-то есть.

Разумеется, официальные представители ЦБ и ВЭБ обещают выдавать деньги с большим разбором, строго спрашивать с получателей, а со временем даже требовать у них возврата полученных средств. Но достаточно посмотреть на список главных наших корпораций-должников, они же – предстоящие получатели казенного пособия, чтобы понять всю иллюзорность этих надежд, даже если они высказываются самым искренним образом.

Это американские конгрессмены могут какое-то время фрондерствовать и отказываться выделять общественные средства «на поддержку Уолл-Стрита», и то не слишком долго. Наш «Уолл-Стрит» проходит по Кремлю, и с ним не пофрондерствуешь.

Конечно, пустить валютные резервы на премии окологосударственным предприятиям за легкомыслие и непрофессионализм их менеджмента – не лучшее решение даже и с точки зрения борьбы с кризисом. Потому что одна из главных его причин как раз и происходит из их уверенности, что ответственно вести бизнес необязательно, о будущем тревожиться не надо, государство всегда возьмет на себя убытки. Теперь эта уверенность только укрепится.

Впрочем, рядовые люди вряд ли примут близко к сердцу транжирство госрезервов – они никогда всерьез не верили, что скопленные там средства будут потрачены на их нужды. Но

оплачивать борьбу с кризисом им придется и из собственных семейных бюджетов. И если уж подорожание кредитов ударит только по среднему слою, то инфляционный налог ляжет на всех.

Год назад власти торжественно провозгласили кампанию против инфляции и сейчас, по случаю форс-мажорных обстоятельств, с облегчением отказываются от этого опостылевшего занятия. Провал этой кампании как раз сделался очевидным, цены растут все быстрее, но отныне инфляцию можно объявить меньшим злом, на которое идут сознательно, чтобы спасти народ от повторения ужасов десятилетней давности.

Пожелаем успеха хотя бы в этом, но ведь ужасы инфляции и сами по себе кое-чего стоят. Дополнительный скачок цен, рожденный сентябрьскими и октябрьскими денежными накачками, даст о себе знать не сразу – примерно в декабре — январе, но уж точно не уложится в обещанные два процента сверх «нормальной» годовой нормы. Да и сама величина этой нормы опять пересмотрена в сторону увеличения, и явно не в последний раз.

И остается главный вопрос: ради чего будут приноситься эти жертвы? Только ради того, чтобы как-нибудь переждать этот кризис? Да, кризисы вечными не бывают. Но

странно видеть, как в разгар нынешних трудностей принимаются схоластические планы на 12 лет вперед – не потому, что они реалистичны или сколько-нибудь актуальны, а просто по правилам казенного бумагооборота: раз документ составлен и согласован во всех ведомствах, его надо утвердить.

И странно слышать от официальных лиц, что после годовой кризисной заминки наши народнохозяйственные дела, как ни в чем не бывало, пойдут прежним порядком. Это ведь заранее объявленный отказ чему-то научиться. А разумно ли посылать людям сигналы, что их жертвы будут лишены смысла?

Ведь кризис – это не только проблемы и неприятности. Это еще и возможность увидеть и исправить ошибки. Отказаться от невыполнимых целей. Закрыть расточительные и неэффективные проекты. Модернизировать экономические и социальные институции. Избавиться от проваливших свое дело администраторов.

Если нынешний кризис не убедит заняться накопившимися ошибками, значит, заставит следующий. Его в этом случае не придется так уж долго ждать.

Новости и материалы
В Германии подняли вопрос о поставке Украине дальнобойных ракет Taurus
Тренер ЦСКА назвал игрока РПЛ, который доставляет больше всех проблем
В Польше подняли в небо авиацию
Страны ШОС выразили готовность помочь России в расследовании теракта в Подмосковье
Российская теннисистка не смогла выйти в финал турнира в Майами
«Яндекс» натренировала нейросети на защиту интернет-пользователей от мошенников
На Украине отменили воздушную тревогу
В Крыму предостерегли Францию от нападений на Россию
Ведущего передачи «Такси» Куличкова госпитализировали
В бразильском Ресифи загорелся небоскреб
В РКН назвали число удаленных опасных материалов из соцсетей в 2023 году
Пленный солдат ВСУ рассказал о том, как выжить в горящей бронемашине
В Московском зоопарке рассказали, когда панда Катюша уедет в Китай
Стало известно, как повлияла высокая ключевая ставка ЦБ на покупки россиян
Врач рассказала о признаках рака полости рта
Стоматолог-хирург Анна Денис: незаживающие раны во рту могут быть признаком рака
Россиянам рассказали, как не потерять зрение
Окулист Начинкин: чтобы не ослепнуть, проверять зрение нужно один-два раза в год
Дроны «Джокер» заставили сдаться в плен роту ВСУ
Южнокорейская газета выразила сожаление из-за публикации карикатуры на теракт в России
Все новости