Российский союз туристической индустрии (РСТ) по-своему отреагировал на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру. Вице-президент этой организации Сергей Корнеев завил, что РСТ прогнозирует подорожание туристических поездок для россиян по всем направлениям в начале следующего года: «Во всем мире туризм перестает быть дешевым, это затронет и Россию. Очень долго все держались, до последнего. Этой зимой по всем направлениям туры подорожают на 25–30%». При этом он не стал однозначно утверждать, что подобное развитие событий приведет к сокращению количества граждан России, выезжающих на отдых за рубеж.
«Наши люди привыкли путешествовать и рассматривают это уже как инвестиции в собственную работоспособность: не съездишь отдохнуть, не сможешь потом хорошо работать, обеспечивать себя и свою семью».
Правда, серьезные накрутки российских туристических фирм на свои далеко не всегда качественные услуги постепенно приучают ту часть россиян, которая может и хочет путешествовать, по возможности обходиться без турпосредников. Но все это – и растущая дороговизна билетов и путевок, и вопросы организации вояжей – касаются весьма незначительной части наших сограждан. Мобильность большей части россиян крайне низка, и «инвестируют» заграничный релакс в собственную работоспособность считанные проценты. По данным последнего на эту тему майского опроса фонда «Общественное мнение», за последние три года число тех, кто считает отдых за границей доступным для себя, выросло лишь на 2% (с 13%до 15%), и лишь на 4% (с 84% до 80%) сократилось число россиян, которым поездки за рубеж не по карману. То есть
сегодня 8 из 10 россиян не имеют материальной возможности выехать за пределы России.
Но и среди тех, кто может себе позволить эту «роскошь», далеко не все имеют время и желание путешествовать. Как выяснили социологи, за последние три года в странах СНГ и Прибалтики побывали 6% россиян, в странах дальнего зарубежья — 4% участников опроса, еще 1% респондентов бывали и там, и там. Даже в «жирующей», с точки зрения российских обывателей, Москве за это время в страны дальнего и ближнего зарубежья выезжали лишь 17% и 12% соответственно.
Что означает эта российская «мобильность Ильи Муромца», который лежал на печи тридцать лет и три года, с точки зрения развития России? Во-первых, людям, которые никогда не покидали пределов страны (а большинство россиян не бывали даже за границами своей области) гораздо легче внушить, что их страна – центр мироздания. Ничего другого — ни лучшего, ни худшего – иначе как по телевизору, они просто не видели. То есть они только понаслышке представляют или не представляют вовсе, как сильно отличаются от российских нормальные дороги, нормальные магазины, нормальное коммунальное хозяйство. Во-вторых, такая
низкая мобильность вкупе с реальной бедностью (согласно тому же опросу ФОМ, 63% россиян с удовольствием съездили бы в страну дальнего зарубежья, если бы могли) свидетельствует о крайне слабой возможности российского общества обогащаться чужими знаниями и опытом.
Ну а невозможность полноценного отдыха (самый распространенный у россиян способ проведения отпуска – на дачных грядках) при традиционно низких в России стандартах организации труда приводит к низкому качеству рабочей силы и (вкупе со слаборазвитой медициной), низкой продолжительности жизни населения.
В-третьих, отсутствие постоянного опыта общения с представителями других стран и народов – питательная среда для бытовой ксенофобии. Люди априори подозрительно и неприязненно относятся к представителям других народов в своих городах и селах, потому что сами невольно начинают воспринимать свою «малую родину», в которой сидят безвылазно, как некую резервацию.
Наконец, такая отчасти вынужденная, отчасти добровольная самоизоляция россиян от мира, в том числе и куда более развитого, чем сама Россия, служит дополнительным подспорьем в самоизоляционистской внутренней и внешней политике, курс на которую в последние годы все настойчивее держит российская власть.
Как и в советские времена, власть может не бояться, что значительная часть населения сможет побывать на «загнивающем Западе» и сопоставить его с процветающей отчизной.
Путешествия за границу и в пределах России (благо страна гигантская и очень разнообразная по ландшафтам, правда, с крайне скверной внутренней туристической инфраструктурой) имеют и важное психологическое значение. Один известный российский политик сказал, что если не покидать пределы России хотя бы раз в год, можно сойти с ума. Смена обстановки действительно очень важна для чисто психологического и психического здоровья человека.
Низкая мобильность российского населения, крайне скудный опыт общения с иностранцами остаются одним из существенных препятствий на пути модернизации самой России. И «неподвижность» граждан, в конечном счете, замедляет движение страны к лучшей жизни.