Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Правила ограниченной конкуренции

На октябрьские региональные выборы пойдут партии, которым удалось выжить

Прелюдия к октябрьским региональным выборам не позволяет говорить о политической оттепели. В лучшем случае можно отметить некоторое ослабление тисков власти.

Региональные выборы 12 октября – последняя точка в растянувшемся почти на пять лет первом этапе региональной избирательной реформы, когда все российские регионы один за другим добровольно-принудительно переходили на смешанную избирательную систему. Именно

12 октября проведет выборы последний регион из имеющихся в настоящее время 83, где еще оставался «чисто мажоритарный» региональный парламент – Кемеровская область.

Еще с 15 июля 2003 обязательной стала норма, по которой не менее половины депутатов регионального парламента или одной из его палат должны избираться по пропорциональной избирательной системе, то есть по партийным спискам.

В то же время выборы 12 октября — это и окончательное вступление регионов в новый избирательный цикл: все большее число регионов переходит от смешанной избирательной системы к полностью пропорциональной (регионов, где 100% депутатов избраны только по партспискам, после выборов в Чечне станет 7).

Всего на декабрь 2003 (первые выборы в условиях избирательной реформы) – октябрь 2008 годов приходится 102 избирательных кампании по выборам региональных законодательных собраний. За это время избирательная система страны прошла большой путь от довольно свободной конкуренции на пропорциональных выборах до принудительного выбора лишь между четырьмя партиями, представленными в федеральном парламенте.

По итогам первого цикла региональных выборов по смешанной избирательной системе можно уверенно говорить о существенном снижении уровня политической конкуренции между выборами декабря 2003 и марта-октября 2008 года.

На первом этапе использования смешанной избирательной системы в 2003–2005 годах уровень политической конкуренции составлял в среднем 6–7 списков в бюллетене на регион. Наименьшим этот уровень был в ходе первой волны выборов, совмещенной с выборами Госдумы РФ четвертого созыва 7 декабря 2003 года, что объяснимо как отвлеченностью ресурсов основных партий на федеральные выборы, так и отсутствием опыта у региональных отделений партий в самостоятельном участии в выборах по партийным спискам. По мере накопления опыта уровень активности партий стал расти, и на выборах 2004 – первой половины 2005 годов в регионах стала активно использоваться технология создания региональных политических блоков – новых брендов, добивавшихся существенного электорального успеха в противостоянии с региональными отделениями собственно федеральных партий.

Успех региональных блоков, а также лишенных негативного рейтинга несистемных политических партий преимущественно левоцентристской политической ориентации (в первую очередь, Российской партии пенсионеров, в меньшей степени — партии «Родина» и Аграрной партии) привел к отмене института избирательных блоков летом 2005 года. Одновременно осенью 2005 года стали активно применяться технологии отстранения от региональных выборов представителей названных левоцентристских проектов. Показательно, что

уровень отсева (разница между числом партий, выдвинувших списки, и тех, что оказались в бюллетене) во второй половине 2005 года составил 33,3%. По этой причине средний уровень политической конкуренции во второй половине 2005 года оказался даже ниже, чем на выборах 7 декабря 2003 года.

Несомненно, что и отказ партии в регистрации списка, и отмена ранее принятого решения о регистрации, и использование иных технологий, вынуждающих партию не регистрировать свой список, являются средствами манипулятивного воздействия на участников выборов.

После того как с блоками были покончено на корню и заменено руководство Российской партии пенсионеров и «Родины», на выборах 2006 года был отмечен самый высокий средний уровень политической конкуренции за эти годы.

В августе 2006 года произошло значимое для партийной системы событие – было объявлено о намерении объединения партии «Родина», Российской партии Жизни и Российской партии пенсионеров в новую организацию, которая в дальнейшем получила название «Справедливая Россия». В этих условиях случилось небывалое для данных лет событие – попытки не допустить до региональных выборов списки участников коалиции в ряде случаев завершились провалом. В итоге степень отсева партийных списков на выборах в октябре 2006 года (11,2%) стала самой низкой за все годы проведения региональных выборов по новой системе.

На выборах весны 2007 года участвовала уже непосредственно «Справедливая Россия», и претендовавшим тогда на статус «второй партии власти» «эсерам» снятие с выборов почти не угрожало. Однако существенно ухудшилось положение партии «Патриоты России», воспринимавшейся как конкурент «Справедливой России». Серьезные проблемы также возникли у СПС, сенсационно успешно проведшего избирательную кампанию на выборах Заксобрания Пемского края в декабре 2006 года на социал-популистских лозунгах. Следствие опасения неожиданно усилившейся партии — массовое отстранение списков СПС от региональных выборов (Дагестан, Вологодская, Псковская области, регистрация через решение ЦИК в Самарской области). От выборов Заксобрания Санкт-Петербурга и в Дагестане было отстранено «Яблоко».

Резкое усиление давления на политические партии на выборах весны 2007 года, несомненно, было связано и с приближением федеральных выборов. Если региональные выборы 2006 года можно было рассматривать как экспериментально-тестовые, то к весне 2007 года приоритеты федерального центра уже были очевидны.

И не вписывавшиеся в них проекты оказались под сильным давлением: отсев 33% среди выдвинутых списков в 14 регионах выборов марта и 46% на выборах в Красноярском крае в апреле. При этом сами партии были заинтересованы в участии в региональных выборах, чтобы напомнить о себе в связи с предстоящими федеральными выборами. В итоге, несмотря на усиление «отсева» партийных списков между выдвижением и регистрацией, общее число списков в бюллетене осталось относительно высоким (6,5 на регион в среднем), хотя и почти на 1,5 списка ниже, чем в октябре 2006.

Что касается общего сокращения числа партий (с 1 января 2007 года партии, не выполнившие новые требования закона о наличии не менее 50 тысяч членов по стране в целом и не менее 500 человек более чем в половине регионов), то этот фактор стал оказывать существенное влияние уже на выборах конца 2007 года. К началу федеральной избирательной кампании и региональных кампаний конца 2007 года в стране оставалось только 15 партий. Однако фактически произвести выдвижение могли только 14 партий из этих 15.

Именно с конца 2007 года в конкуренции на региональных выборах наступил самый большой провал.

Во многом как по причине общего сокращения числа партий, так и по причине мобилизации всех ресурсов на федеральные выборы по сравнению со всеми предыдущими годами политическая конкуренция на региональных выборах 2 декабря 2007 и 2 марта 2008 оказалась наиболее низкой (4,7–4,9 списка на регион в среднем).

Одновременно вести региональные и федеральные кампании для большинства внепарламентских партий было затруднительно, так как они были вынуждены или собирать подписи или искать деньги на избирательный залог (парламентские партии, как известно, имеют льготы при регистрации).

Ситуация для непарламентских партий резко усугубилась после того, как на съезде партии «Единая Россия» 1–2 октября 2007 года было принято решение, что список партии на выборах в Госдуму РФ возглавит лично президент РФ Владимир Путин. После этого административное давление на участников выборов резко усилилось, а перспективы иных партий добиться успеха существенно снизились, следствием чего стала утрата рядом партий имевшихся ранее спонсоров. Показательно, что некоторый ряд партий, предварительно выдвинувших списки для участия в региональных выборах, в итоге вообще не стал сдавать документы на регистрацию (именно так в ряде регионов поступили «Патриоты России», «Народный союз», АПР и другие).

После же думских выборов ситуация для большинства партий стала не лучше – никто из партий, не прошедших в Госдуму РФ, не смог получить на федеральных выборах процентов, достаточных, чтобы избежать платы за полученное «бесплатное» эфирное время и печатные площади.

В условиях огромных долгов и несомненной психологической деморализации партийного актива о значимом участии в региональных выборах 2 марта 2008 года не могло быть и речи (выдвижение кандидатов происходило в большинстве регионов в декабре--январе).

Кумулятивным итогом этих факторов стало то, что в большинстве регионов в декабре 2007 — марте 2008 годов свои списки зарегистрировали только четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В ряде случаев имелась пятая партия. Самыми конкурентными стали выборы в Северной Осетии и Ярославской области. Здесь выдвинуто и зарегистрировано 9 списков (после отмены регистрации списка «Справедливой России» в Ярославской области осталось 8 списков).

Сокращение партийного поля летом 2008 года продолжилось – окончательно лишена права участия в выборах Партия возрождения России, объявлено о планах объединения Партии социальной справедливости со «Справедливой Россией» (последний съезд ПСС намерен на 26 сентября), идет дискуссия о вариантах объединения Демократической партии России и партии «Гражданская сила».

В то же время сохранившиеся партии потихоньку отходят от «шока» федеральных выборов. А для тех из них, что на выборах в Госдуму не смогли зарегистрировать свои списки (Российская экологическая партия «Зеленые», Партия мира и единства, «Народный союз»), участие в региональных выборах – единственный шанс добиться сохранения партийного статуса.

В результате в пяти регионах, где пройдут выборы региональных парламентов 12 октября 2008 года, было выдвинуто 35 списков (7 на регион в среднем). При этом, как и ранее, вот всех регионах представлены только 4 парламентские партии, освобожденные от необходимости вносить избирательные залоги или подписные листы: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Далее по активности идут «Патриоты России» и «Зеленые» — по 3 выдвинутых списка, «Народный союз», Партия мира и единства и Аграрная партия – по 2 списка, лишь по одному списку смогли официально заверить «Яблоко», СПС и ДПР. У СПС мог быть и второй список, помимо кемеровского, — в Чеченской Республике. Однако по какой-то причине, проведя конференцию, региональная организация СПС в Чечне затем не сдала документы в избирком.

В отличие от выборов декабря 2007 – марта 2008 годов обращает внимание, что все заверившие списки партии, кроме «Зеленых» в Забайкалье, в итоге сдали документы на регистрацию.

Это говорит и о лучшей подготовке партий к выборам, чем в конце 2007 — начале 2008 годов, и об отсутствии форс-мажорных обстоятельств, аналогичных тому, когда Путин лично возглавил список «Единой России».

При этом все непарламентские партии, сдавшие документы на регистрацию, кроме «Зеленых» в Иркутской области, предпочли сдать подписи, а не избирательный залог. Это лишний раз свидетельствует о том, что залоги все в большей степени становятся «неподъемными». В то же время и регистрация по подписям остается при имеющихся требованиях делом крайне непростым — отказы в регистрации получили больше половины партий, сдавших подписи (8 списков из 13). По подписям зарегистрированы только 5 списков.

Таким образом отсев между выдвинутыми (по числу сдавших документы на заверение) и зарегистрированными составил пока 25,7% (9 списков). Но даже несмотря на это, среднее число зарегистрированных списков на регион составило 5,2, что выше уровня декабря 2007 и марта 2008 годов. Это число может измениться, если кого-то зарегистрируют или наоборот снимут с выборов через суд.

Формально самыми конкурентными являются пока выборы в Чечне (7 зарегистрированных списков), далее идет Иркутская область (6 списков), Забайкальский край (5 списков), в Кемеровской области и на Сахалине зарегистрированы списки только 4 парламентских партий.

Важно отметить, что сахалинские выборы 4 года назад были одними из самых конкурентных, и произошедшее за это время закручивание гаек особенно бросается в глаза.

Можно говорить, что после того как по политическому полю в течение последних лет проехал каток, выжившим стало дышать чуть-чуть легче, однако доля непарламентских партий в России по-прежнему остается незавидной, а избирательная система — закостеневший, препятствующей равноправной политической конкуренции. Анализ первого этапа региональных выборов 12 октября 2008 года показывает: не приходится говорить о политической оттепели, а лишь о чуть ослабленных тисках и о привыкании общества и партий к жизни в ситуации «ограниченной конкуренции».

Новости и материалы
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Одессе прогремели взрывы
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
В Санкт-Петербурге пожарные тушат горящий цех с полиэтиленом
Названа причина, почему за «Эдмонтоном» интересно смотреть в серии с «Ванкувером»
Трамп потребовал проверить Байдена на наркотики
Россиянам объяснили, как молочная продукция доезжает свежей до магазина
В США объяснили, что значат для Вашингтона объятия Путина и Си Цзиньпина
В МИД РФ прокомментировали визит Путина в Китай
Премьер Эстонии назвала причину, мешающую помогать Украине
Трамп оценил интеллект Байдена
Отцы чаще, чем матери, недовольны местом работы и профессией детей
В Севастополе отразили ракетную атаку ВСУ
В США заявили о незыблемости поддержки России Китаем
Стало известно, кто решит исход чемпионской гонки в АПЛ
В Израиле полиция разогнала антиправительственный митинг
В девяти регионах Украины объявлена воздушная тревога
Чемпион ОИ-2018 назвал лучшее нововведение КХЛ
Все новости