Министр образования Андрей Фурсенко зафиксировал серьезную патологию российской средней школы, основываясь на результатах сдачи школьниками ЕГЭ в этом году. «Когда мы говорили об этом раньше, то всем казалось, что, может быть, ситуация не так плоха. Она так плоха, как мы сегодня получили по результатам ЕГЭ», — заявил он депутатам Думы. И вправду, как видно из данных Рособрнадзора,
основной оценкой выпускников школ в пересчете на традиционные баллы оказалась тройка.
Удовлетворительно, как говорили когда-то, имея, впрочем, в виду чувство удовлетворения не от показанного уровня знаний, а от того, что не придется мучиться, пересдавая экзамен.
Можно спорить о самой концепции единого госэкзамена, указывать на природное несовершенство тестовой системы проверки знаний и даже на тот факт, что новая система не стала панацеей от школьной коррупции. Но в целом министр, судя по всему, прав. Эта самая коррупция (или просто чрезмерная доброта учителей, совместно с учениками кое-где решавших задачки) и то не смогла приукрасить печальную картину. Особенно обидным выглядит солидное число двоек по тем предметам, которые мы привыкли считать «козырными» для отечественной системы образования, – по математике и литературе. Это разрушает восприятие ее как фундаментальной (математика) и высокодуховной (литература).
Довольно бессмысленно говорить о том, что печальный школьный пейзаж есть следствие краха советской системы всеобуча.
Вне пределов личного опыта никто в действительности не располагает инструментарием для того, чтобы измерить ее эффективность. Можно разве что попытаться сослаться на количество «утекших мозгов» — но и тогда придется поискать образцы идеальной школьной системы в Индии и Китае.
Фурсенко заявил: «Несмотря на то, что результаты являются очень негативными, хорошо то, что все общество без исключения поняло, что дальше так нам двигаться нельзя». Насчет всего общества – это, конечно, попахивает демагогией. Хорошо, наверное, и то, что понимание появилось среди специалистов и чиновников, ответственных за эту сферу. И сведения о серьезном увеличении окладов учителей свидетельствуют, надо надеяться, об этом, а не о достижении пика в очередной кампании в рамках нацпроектов. С чем именно мы имеем дело, можно будет понять в будущем году, когда инфляция съест эти прибавки, а аналитики смогут получить представление о динамике доли бюджетных расходов, направляемой на среднее образование.
Но если с намерениями властей по части материального обеспечения школы все, будем считать, хорошо, то концептуальная сторона дела вызывает вопросы
(впрочем, а когда было иначе?) Г-н Фурсенко сообщил, что его ведомство разработало проект госпрограммы по модернизации образовательного процесса, имеющей целью «к 2012 году … вплотную приблизиться к среднеевропейским показателям в сфере образования». А такая постановка полетного задания чревата попаданием в молоко.
Начнем хотя бы с того, что среднеевропейские показатели – в любой, причем, сфере – это средняя температура по больнице. Далее отметим, что
такой системы средней школы, которую можно было бы счесть вполне пригодной в гражданском смысле (воспитывающей полноценных членов общества) и в плане подготовки специалистов для модернизации экономики (у нас это теперь называется «инструментом запуска инновационного развития страны»), нет.
Нет не только в Португалии, догонять которую нынче уже не модно, но и в Германии, во Франции и в Великобритании. Во всяком случае, если речь идет именно о всеобщем среднем образовании, а не о системе частных школ. Так что совершенно непонятно, к каким конкретно показателям Россия должна приблизиться.
Если это всего лишь заклинание сродни всякого рода «догоним и перегоним» — оно может быть весьма вредно. Потому что начальственное целеполагание, облеченное в ритуальные формы, на уровне исполнителей, как показывает практика, обретает очень причудливые очертания. Так что министру следовало бы воздержаться от рисования будоражащих картин в воображении методистов РОНО.
Да и с идеологической точки зрения эта задача выглядит – ну, скажем, несвоевременной.
Зачем суверенной России, в каждой области которой уместится «четыре Франции, семь Бельгий и Тибет», ориентироваться на среднеевропейские показатели?
И вообще, задачи государства, окруженного кольцом врагов, отличаются от задач страны, стремящейся слиться с соседями с помощью прозрачных границ, общей системы права и отказа от весомой части своего суверенитета. В том числе и в деле воспитания и подготовки подрастающего поколения.