В скором времени в России может появиться принципиально новая форма общения премьер-министра с населением. Владимир Путин, председатель партии «Единая Россия» и по совместительству председатель правительства, на встрече с представителями думской фракции «Единой России» сам предложил «воспользоваться опытом проведения телевизионных «прямых линий». «Авторитет фракции зависит не только от эффективной законодательной работы, но и от умения донести до каждого избирателя смысл принимаемых решений, причины, которые заставляют нас в каждой конкретной ситуации поступать именно так, а не иначе, — заметил Путин. — В мою приемную поступает много обращений, и с ними работают мои представители, но, естественно, людям, которые обращаются в эти приемные, было бы интересно пообщаться напрямую со мной». Видимо, тяга к живому общению с народом сильна и у Путина. Сразу после встречи с премьером один из видных единороссов Вячеслав Володин сообщил, что
уже в ближайшую среду на генсовете «Единой России» будет обсуждаться вопрос о создании специальной комиссии, которая займется отбором вопросов для «прямых линий».
Пока «поле информационной битвы» между двумя лидерами страны выглядит примерно так. Компания «Медиалогия» и база данных «СКАН-Интерфакс» по заказу «Ведомостей» исследовали упоминания Дмитрия Медведева и Владимира Путина в СМИ в период с 12 мая (дата назначения Путина на должность премьера) по 15 июня. По данным «Медиалогии», на пяти федеральных телеканалах Медведев выступал в полтора раза чаще Путина (548 и 328 раз соответственно). В сумме на радио и ТВ, по данным «СКАН-Интерфакс», 1568 раз упоминался Медведев и 1125 раз Путин. Но, несмотря на теле-PR президента, его рейтинг доверия не растет. По данным ФОМ, он колеблется вокруг отметки 45% (на том же уровне был и в декабре 2007 года, когда Путин объявил Медведева преемником), по данным ВЦИОМ — 40%.
Рейтинг доверия премьера стабилен и намного выше, чем у президента, — 60%, по данным ВЦИОМ, и 70%, по данным ФОМ.
Идея Владимира Путина проводить постоянные «прямые линии» с населением может еще более укрепить информационные позиции премьера: в то время как президента Медведева будут показывать в сугубо официозных репортажах, глава правительства Путин будет отвечать на насущные (разумеется, заранее специально отобранные) вопросы рядовых граждан. И даже если по частоте упоминания Медведев продолжит выигрывать у Путина, превзойти по популярности премьера, радеющего о повседневных нуждах народа, регулярно и запросто разговаривающего с ним напрямую, будет крайне трудно.
«Прямые линии» прекрасно вписываются не только в общую линию поведения нового премьера как политика, не желающего отдавать рычаги управления страной и уступать первенство в рейтинге доверия, но и в популистский курс путинского правительства.
Для премьера, который постоянно наращивает бюджетные расходы, в том числе и социальные, естественно создавать иллюзию максимальной не казенной близости к народу.
Кстати, пока Владимир Путин сделал лишь один ритуальный бюрократический шаг, фактически уравнивающий его с президентом, — ввел невиданные доселе «телеграммы премьер-министра», чей статус, правила доставки и реагирования полностью совпадают с президентскими. Если Путин действительно раз в месяц или пусть даже раз в квартал будет проводить «прямые линии» с населением, он сумеет создать медийный образ реального хозяина страны. Потому что до сих пор «прямые линии» с населением в России проводил (причем не чаще, чем раз в год) исключительно президент Путин. (Единственный случай «прямой линии» премьера — знаменитые переговоры Виктора Черномырдина с Шамилем Басаевым во время захвата басаевскими боевиками заложников в больнице Буденновска в Ставропольском крае).
Кроме того, такой способ общения позволяет создать впечатление, что именно премьер занимается реальными проблемами страны, да еще и ведя постоянный диалог с гражданами. Президент где-то далеко — в заграничных визитах, казенных совещаниях. А т. н. неформальные выходы к народу вроде общения с выпускниками школ – редки и явно срежиссированы. А
премьер — вот он, рядом, отвечает на вопросы людей о текущих крышах, пенсиях, детских пособиях, льготных лекарствах и о прочих житейских, понятных всем и каждому делах.
Таким образом, бывший «всенародно любимый царь», став премьером, не оставляет народ своим попечением и спускается еще ближе к нему.
В этой связи любопытно, будет ли проводить «прямые линии» президент Медведев, а если будет, не начнется ли в России война он-лайнов двух правителей. Но, очевидно, если Дмитрий Медведев хочет догнать и перегнать Путина по рейтингу доверия (и, в конечном счете, утвердить свое властное первенство), ему и его окружению предстоит серьезно подумать, как выиграть схватку в медиапространстве. Учитывая, что не только по опыту публичных выступлений, понятности народу, умению сказать острое, бойкое, часто на грани фола словцо, Владимир Владимирович явно превосходит Дмитрия Анатольевича, придумывать придется что-то неординарное. Ответными он-лайнами и телемостами состязание за народную любовь у Путина не выиграть.