Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мужик с возу

Нынешнее двоевластие контрпродуктивно для развития Украины

Парламентская демократия в большей степени соответствует логике развития Украины как восточноевропейского государства и ее внутреннему полицентризму, чем сегодняшний президентско-парламентский гибрид.

Переход конфликта между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко в стадию открытой войны, как это ни парадоксально, вызывает вздох облегчения, а не сожаления. Возможно, преодолев очередной кризис роста, Украина выйдет на более высокую ступень в становлении своей государственности. Возможно, нет. Но сохранение нынешней ситуации однозначно грозило полным параличом власти.

Как эмоционально заметил один из депутатов Верховной рады после событий 13 мая, «мама и папа так сваряться, що не бачать, як хата горить!». И это не преувеличение.

У конфликта этого две составляющих — личностная и политическая, причем именно психологическая неприемлемость Тимошенко для Ющенко не оставляет надежд на его урегулирование. И дело не в том, что премьер может лучше президента контролировать свои эмоции. Просто история их взаимоотношений уже трижды проходила по одному кругу. Ющенко «отрекался» от Тимошенко, но она каждый раз возвращалась более сильной, а он попадал во все большую зависимость от своей соратницы-соперницы.

В 2001 году, когда бывший вице-премьер его кабинета, проведя несколько месяцев в тюрьме, руководила уличными акциями против Леонида Кучмы, Ющенко подписывал письма солидарности с тогдашним президентом и называл его политическим отцом. А потом, благодаря во многом именно «королеве майдана», становился главой государства. В 2005 году «по совету друзей» Ющенко прекратил первое премьерство Тимошенко, но это привело только к утрате его политической силой «Наша Украина» лидирующих позиций среди «оранжевого» электората. Наконец, в 2006 году президент уступил премьерство Партии регионов, полностью проигнорировав тот факт, что большинство голосов на выборах получили бывшие союзники по «оранжевой» коалиции, и в результате оказался в полном тупике фактического безвластия, из которого его вывел опять-таки союз с Тимошенко.

И сегодня Ющенко хочется «довоевать», доказать свое первородство в споре с Тимошенко, в то время как она спокойно переводит свое моральное преимущество в политическое.

С момента своего возвращения в кабмин Тимошенко методично наращивала свою популярность и политический капитал. Можно сколько угодно объяснять, что выплаты населению средств с их пропавших еще в советском Сербанке счетов не улучшили макроэкономическую ситуацию в стране. Симпатии людей, видящих, с одной стороны, кричащий рост богатства нуворишей, в том числе нуворишей от политики, а с другой — страдающих от инфляции, все равно будут на ее стороне. Ей, кстати, до сих пор благодарны за пособия по рождению ребенка, введенные в 2005 году и до сих пор в несколько раз превышающие российские.

Можно сетовать на растущие цены на газ, но нельзя не признать, что впервые «Газпром» после февральского отключения поставок Украине был вынужден отказаться от ультимативной тактики и вернуться за стол переговоров, в общем ничего не добившись.

Тимошенко проводит неидеологизированную линию во внутренней и внешней политике. Не ней не висит груз слов-символов УПА (организация запрещена в России), НАТО (хотя она и подписала обращение о предоставлении Украине плана действий относительно членства в блоке), так же как и слова-символа «Москва». Соответственно, она обладает более широким полем для привлечения поддержки и на западе, и на востоке страны.

Наконец, в пользу Тимошенко играет и то, что первым атаку начал Ющенко. Он попытался добиться пересмотра конституции страны таким образом, чтобы вновь усилить президентские полномочия. Но это вряд ли возможно, поскольку вело бы страну к отмене правил игры, установленных «оранжевой революцией». А

возврата к институтам времен Кучмы в парламенте, которому надлежит принимать поправки к основному закону, сегодня уже практически никто не хочет.

Президент начал вмешиваться, если не сказать блокировать, работу правительства, отменяя кадровые назначения, тормозя приватизацию, без которой у кабмина попросту не будет денег на социальную политику, и применяя иные аппаратные методы. И всем этим только дал в руки Тимошенко прекрасный аргумент для объяснения причин правительственных неудач.

Сегодня Тимошенко переходит в контрнаступление. Ее мозговой штаб подготовил свой проект конституции. Если верить появившимся на некоторых сайтах и пока не опровергнутым документам, то речь идет о полном превращении Украины в парламентскую республику. Президент сохранит церемониальные функции, но вообще утратит право участвовать в процедуре назначения премьера и правительства и целый ряд других полномочий. Его возможности распускать парламент будут практически нереализуемы, а импичмент, наоборот, намного упростится.

С аналитической точки зрения уничтожение президентства на Украине как составляющей исполнительной власти позволило бы Тимошенко поставить все на свои места и наконец-то сконцентрировать всю власть.

Прежде всего, отпала бы нужда думать о президентских выборах. Победа ей не гарантирована, поскольку часть западноукраинского электората за ней не пойдет, что грозит неприятными сюрпризами во втором туре, а приз уже и при сегодняшних полномочиях президента не столь привлекателен. И, наоборот, сочетание «оранжевых» и социальных лозунгов вполне способно обеспечить БЮТ успешное выступление на парламентских выборах, проводимых по новой конституции, что почти наверняка принесло бы Тимошенко премьерский пост с огромными полномочиями и надолго, поскольку в младших партнерах недостатка не будет.

Пока нет возможности точно сказать, имеем ли мы дело с просчитанным планом или авантюрой. В принципе, проведение этой инициативы через парламент с помощью Партии регионов не представляется невозможным. Во-первых, упомянутый документ гарантирует оппозиции огромные права вплоть до автоматического закрепления за ней должности спикера парламента, глав нескольких ключевых комитетов и ряда других высоких должностей в законодательной и исполнительной власти. Во-вторых, если результаты экономической деятельности кабинета Тимошенко окажутся неудачными, «Регионы» точно так же могут сформировать кабинет, уже не имея над собой президента. В-третьих, трудно представить себе, что, несмотря на их последующее сотрудничество, Янукович забыл, кто персонально лишил его власти в 2004 году, и упустит возможность отомстить Ющенко. А

если БЮТ и ПР договорятся, им хватит голосов не только для принятия проекта конституции, который потом будет направлен в конституционный суд, но и окончательного одобрения документа.

Не факт, что такое развитие событий было бы оптимальным для Украины. Появление системы с двумя ведущими партиями грозило бы, хотя и не обязательно, усилением внутреннего раскола и поляризации, от чего страна начала отходить именно благодаря появлению БЮТ как не западноукраинской партии. Нет никакой уверенности в том, что у БЮТ хватило бы ресурсов на формирование эффективно действующей исполнительной власти во всей полноте и что черта, переводящая популизм в безответственность, не была бы перейдена.

С другой стороны, нынешнее двоевластие и тем более «брак на троих», в котором одна сила всегда подозревает две другие в намерении объединиться против нее, абсолютно контрпродуктивны для развития страны и ее имиджа в особенности. Достаточно вспомнить политическую нестабильность как повод для отказа Украине в Бухаресте, начавшееся снижение инвестиционных рейтингов страны, удовлетворенные высказывания Москвы, и можно только представить себе отчеты послов, явившихся в Раду на не состоявшееся уже в четвертый раз обращение президента к нации. Поскольку абсолютное большинство элит на Украине сегодня настроены проевропейски, они, как представляется, в состоянии сформировать системный запрос на изменение ситуации. Тем более что

парламентская демократия в большей степени соответствует внутренней логике развития Украины как восточноевропейского государства и ее внутреннему полицентризму, чем сегодняшний гибрид.

Собственно, с момента обретения страной независимости президент только утрачивал полномочия. Конституция 1996 года давала президенту меньше прав, чем конституционное соглашение 1995-го. Попытки Кучмы путем референдума в 2001-м вернуть себе часть власти ни к чему не привели, а поправки 2004 года, как представляется, были точкой невозврата.

В общем виде на сегодняшний день есть две возможности развития ситуации. Первая связана с цивилизованным уходом Виктора Ющенко из политики. Он должен заявить о своем отказе идти на второй срок, перестать бороться за полномочия свои или преемника, поскольку шансов на переизбрание у него нет, какие бы комбинации ему ни рисовали, и способствовать превращению новой конституции в документ, гарантирующий стабильное движение Украины по пути реформ. В этом случае у президента останется шанс войти в историю в качестве ответственного лидера «оранжевой революции», не забывшего, что первым лозунгом майдана были слова «За правду!», а вовсе не «Так, Ющенко!». В противном случае его будут помнить как человека, при котором Украина так и не смогла осуществить ожидаемой трансформации.

Второй сценарий — война ради войны. У него вариантов много — с отставкой Тимошенко или без нее, с роспуском парламента и новыми бессмысленными и ничего не решающими выборами или без роспуска, с действиями или бездействием конституционного суда и др., но с одинаково безрадостной перспективой.

Автор — руководитель программы «Россия и ЕС» Финского института международных отношений

Новости и материалы
Посол Германии вернулся в Москву
Путин оценил состояние европейской экономики
Чиновница в Адыгее получила 5 лет за взятку сотруднику ФСБ
Мужчина с винтовкой открыл стрельбу в сторону прохожей в Сочи
Стало известно, почему «Спартак» не возглавил Сарри
Камера бюджетного Pixel 8a оказалась лучше, чем у Galaxy S24 и iPhone 14
Отечественные вина скоро займут более 60% полок российских магазинов
Премьер Словакии пришел в сознание после покушения
Российские врачи 17 лет боролись за здоровье юноши, выпившего жидкость для прочистки труб
Белоруссия планирует построить в Карабахе «нечто наподобие агрогородка»
Столичный суд вынес приговор еще одному фигуранту по делу о вымогательстве
«АвтоВАЗ» устранил главную проблему модели Lada
Во Франции назвали сюрпризом продвижение ВС России под Харьковом
Стало известно, почему «Спартак» отказался от приглашения Ивича
Богатейшая женщина Австралии потребовала убрать ее портрет из Национальной галереи
Словацкой ZSE Energia запретили вести спор с «Газпром экспортом» за рубежом
Из Харьковской области эвакуировано более 9 тыс. человек
Путин рассказал, сколько времени тратит на чтение
Все новости