Желание поближе познакомиться с собственной страной вообще весьма похвально, а для ее президента – тем более. Нехватку знаний о России, которую в Кремле осознавали еще при Ельцине, в последние годы администрация Путина решила преодолевать, в частности, предписывая региональным руководителям разного уровня к майским праздникам обстоятельно докладывать, как идут дела на вверенных им территориях. В июле 2007 года Путин издал указ «Об оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов РФ». Но вертикаль не остановить, и меньше чем через год появился новый указ — «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Изданный «в целях реализации положений закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
указ обязывает глав местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно до 1 мая предоставлять региональным властям доклад о достижениях за год и планах на три года вперед.
Доклады, судя по сопровождающим указ документам, будут носить весьма познавательный характер, но и составлять их окружным и районным специалистам придется в поте лица. В уже в существующем перечне показателей 30 пунктов, среди которых, например, «доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» и другие не менее трудоемкие для вычисления показатели.
Власти хотят получать обработанную таким вот образом информацию об уровне смертности, малом бизнесе, дорогах, жилье, межевании земли и т. д., и т. п. Особый, как представляется, предмет любопытства – частные предприятия ЖКХ и управляющие домами компании. Но это только первая ласточка – правительству указом велено к сентябрю утвердить список дополнительных показателей.
Ну а потом, наверное, страсть к научному освоению действительности с уровня округов и районов спустится и до городских и сельских поселений.
Как говорится, в каждую избу по лампочке Ильича.
Как-нибудь округа и районы с этой радостью справляться будут. Насколько это обогатит знания вышестоящего начальства, вопрос спорный, но, во всяком случае, будет за что спросить с самоуправления. Ничего, что закон о его основах ограничивает контрольные функции и федерального центра, и региона над местным самоуправлением теми, что указаны в законодательстве – российское право допускает, что президентский указ может действовать до принятия соответствующего закона.
Другой вопрос – а зачем (уже при Путине, после преодоления разгула демократии) в закон о самоуправлении вписывали ограничения в контрольных правах для региональной и центральной власти? Ответ, впрочем, прост:
если местное самоуправление полностью подконтрольно вертикали, то оно как местное самоуправление вовсе и не выглядит. А надо, чтобы выглядело.
Тем более что реальной проблемы это не создает, потому что органы самоуправления в наличии имеются, а самого самоуправления в действительности, почитай, что и нет.
Зависимость местной власти от воли избравших ее граждан соответствующего сообщества – сказка, в которую в России верится с трудом. Соответственно, и контролировать ее такие сообщества не в состоянии. Оно бы и ничего, если от этой местной власти практически ничего не зависит. Но если смотреть на планы президента и правительства – должно зависеть. Потому что уже происходит перевод ЖКХ и управления домами на коммерческую основу, после которого округ или район станут главной инстанцией, регулирующей эту сферу. И верить в то, что они сами, из благородных побуждений, создадут конкурентную и прозрачную рыночную среду, по меньшей мере, наивно. А ЖКХ – это вам не ларьки крышевать.
Вот и получается, что контролировать надо. А кроме вышестоящих инстанций некому. И потому местное самоуправление у нас будет расти и шириться, набирать штаты и работать в три смены, трудясь над подробными докладами о процветании подведомственных ему граждан. В общем, знание – сила.