Министр финансов Алексей Кудрин – человек по должности довольно осторожный и даже скучный. Но именно ему в сегодняшней политической конфигурации приходится выступать с предостережениями в адрес увлекающихся строителей грядущего процветания России. К которым, между прочим, относится и его собственное начальство – два нынешних президента. И за эти предостережения министр получает свои синяки и шишки.
Кудрин предупредил, что в ближайшие четыре года России надо будет снизить траты, и предложил «меньше накачивать экономику за счет предложения денег и госрасходов».
Встречное предложение министра экономики, развития и торговли Эльвиры Набиуллиной было таково: «Мы только запустили маховик экономического роста, и важно его не охладить. В том числе разговорами о перегреве экономики».
Не то чтобы этот обмен любезностями можно было назвать политической дискуссией. Но другой, собственно, политической жизни наш нынешний регламент не предусматривает.
Нельзя сказать, что кроме министра финансов в высшем руководстве России никто не желает замечать неприятные тенденции, угрожающие нарушить идиллию неуклонного курса на процветание.
О том, что признаки перегрева экономики России налицо, говорит и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев (ну, у него хотя бы в прошлом репутация беспардонного критика правительства – правда, еще правительства Черномырдина). Публично признает проблему и вице-премьер Сергей Нарышкин: «Помимо роста мировых цен на продовольствие всплеск инфляции в России в 2007 году в значительной мере связан с наращиванием бюджетных расходов, которые направляются в основном на социальные и инфраструктурные проекты, а также на капитализацию государственных корпораций и институты развития».
Правда, там, где он это сказал, – на бизнес-форуме в Сингапуре – наверное, не было ни персон, способных одернуть чересчур разговорчивого чиновника, ни желчных интерпретаторов, которые бы тут же связали «капитализацию государственных корпораций» с растаскиванием казны. Надо полагать,
когда Нарышкин вернется в Москву, он в большей степени будет акцентировать внимание окружающих на другой части своей сингапурской речи: в 2020 году средняя зарплата россиян возрастет до $2,7 тыс., а численность среднего класса составит половину населения страны.
Это заклинание воспринимается отечественной аудиторией гораздо легче, чем тоскливые рассуждения о госкорпорациях.
Кудрин же может сколько угодно предостерегать от эйфории и советовать «преодолеть искушение создавать за счет дешевых денег временный рай» для отдельных отраслей хозяйства. Таковое искушение в ряде случаев действительно удается преодолевать, но не в силу общих соображений о перегреве, инфляции и подобных тому материях, а потому, что круги рая распределяются между игроками настоящей политической жизни в ходе аппаратной борьбы. И на всех их не хватает. Поэтому
руководители одних ведомств имеют возможность получать райское наслаждение вплоть до дополнительного налогообложения населения (как РЖД, например), а другие должны довольствоваться малым. Точнее, меньшим.
Вот с учетом этого консервативные призывы министра финансов могут иметь шансы на успех. Иными словами, Кудрин – вполне пригодный инструмент для проведения избирательной макроэкономической политики, ровно так же, как Росприроднадзор – избирательной экологической политики, а прокуратура и суд – избирательного правоприменения. Кто в каждом конкретном случае избиратель — определяется при том на вполне рыночных условиях. Только рынок этот называется административным.