Часто и верно говорят о дефиците рабочей силы, о том, что через несколько лет десятки, а то и сотни тысяч мест станут вакантными. Но обычно имеют в виду работников массовых профессий. Между тем сильнейшая нехватка специалистов высокой квалификации налицо уже сейчас и напоминает о себе на каждом шагу. Обстановка в гражданской авиации (опубликована шокирующая запись переговоров пилотов ТУ-154, разбившегося под Донецком позапрошлым летом, из которой стало известно, что почти весь экипаж, чтобы пройти медобследование, принимал стимуляторы) — лишь один из примеров
Российская экономика только-только превзошла наконец старый советский уровень. А
количество выпускников государственных и частных вузов обогнало советский уровень давно и намного. Но бизнесмены во всех отраслях дружно жалуются на дефицит специалистов.
Половина получателей дипломов вообще не идет работать по формальным своим профессиям, а из тех, кто идет, слишком многим приходится заново осваивать дело уже на рабочем месте.
В правительственных планах на 2020 год — увеличить продолжительность жизни до 75 лет. То есть с того уровня Боливии, на котором мы сейчас находимся, до уровня, скажем, Польши. Чтобы достичь этой благородной цели, нужна в числе прочего хорошая медицина. А врачей недостаточно. И совсем уж мало врачей высококлассных.
Не хватает и даже, можно сказать, почти нет современных архитекторов. Этот факт сделался наглядным, когда начался строительный бум и появилось множество архитектурных новинок.
За каждой бытовой проблемой, за каждой аварией — отсутствие умелых и знающих людей, чьи места заняли люди неумелые и незнающие.
Ведь не со зла, а по некомпетентности кто-то спланировал архаичную хлорную систему водоочистки в петербургском аквапарке «Вотервиль». А потом другой антипрофессионал этот хлор еще и передозировал. Свежий итог: две сотни обожженных и отравленных.
Еще лет двадцать назад советская система подготовки кадров кое-как обеспечивала страну специалистами. Как и во всякой централизованно-плановой системе, дефицит работников в одной сфере уживался с их избытком в другой, да и средний уровень подготовки не был высоким. Но вопиющих диспропорций все же не возникало, а образовательные стандарты в основном соблюдались.
Потом эта система просела, а новой выстроено не было. Большинство новообразованных частных вузов, а также и многие старые государственные превратились в пункты по продаже дипломов. Это тешило амбиции новоявленных «специалистов» и одновременно устраивало власти:
подготовка настоящего профессионала — дело очень дорогое, а отпускать деньги на образование почти до самого последнего времени было просто не принято.
Считается, что сейчас начали отпускать. Но даже и сегодня официальный заработок среднестатистического профессора остается где-то на уровне заработка среднестатистического менеджера по продажам (в просторечии — продавца). Не удивительно, что молодежь не идет в преподаватели и возраст нашего профессорского корпуса у критической черты. В сообществе элитных вузов картина другая, но попадание туда людей со стороны — дело очень непростое, да и большинство выпускников нацелены на поиск работы за границей.
Казалось бы, российский бизнес в собственных интересах должен бы помогать подготовке специалистов, как это и делается в западных странах. Но оплачивать обучение профессионалов, надеясь, что потом они десятки лет проработают для данной фирмы, значит подразумевать, что данная фирма верит в свою долгую и безопасную жизнь. Интересно, сколько у нас фирм, имеющих основания так думать?
В реальных наших обстоятельствах самая рациональная стратегия для бизнесмена — это вовсе не вкладываться в вузы, а переманивать профессионалов у фирм-конкурентов.
Общий дефицит специалистов от этого только растет, но заниматься данной проблемой — монополия властей. Они сами на этом настояли. Но какие у них в этой сфере приоритеты? За каким зайцем гонятся в первую очередь? Обеспечивают всех желающих высшим образованием? Пытаются привести в гармонию бесплатное обучение с платным? Пресекают в вузах поползновения к автономии? Ищут способ совместить образование с военным призывом?
Похоже, что и то, и другое, и третье, и еще многое. Погоня (не слишком успешная) идет за всеми «зайцами» разом, и как-то так выходит, что самое-то насущное — подготовка достаточного числа абсолютно необходимых стране профессионалов — приоритетом как раз и не становится. Его всегда оттесняют на задний план какие-то другие манипуляции над образовательной системой.
А если руки вдруг доходят, то ненадолго, да и
мысли сами собой обращаются к старинным советским приемам, исчерпавшим себя еще в советское время. Вот на встрече избранного президента с членами Общественной палаты Леонид Рошаль просит восстановить обязательное распределение для выпускников медицинских вузов.
Дмитрий Медведев отвечает: с теми, кто приходит учиться на бюджетный счет, можно заключать договоры об обязательных последующих отработках. Рошаль напоминает: тогда ведь придется ждать шесть лет, пока они отучатся. Избранный президент уступает: пусть договоры подписывает «и третий курс, и четвертый курс». Рошаль: «Надо начинать с выпускников шестого курса». И что бы вы думали? Медведев: «Прямо сейчас заключить договор. И с шестым курсом заключить».
Разумеется, этот обмен репликами — далеко еще не руководящая установка. А если и будет такая установка, то ее все равно невозможно выполнить. Но это такой подход к проблеме. Подход, от которого надо отказаться и браться за ее решение всерьез. А то ведь она того и гляди начнет решаться сама собой — путем дарвиновского естественного отбора, когда летчики станут отбираться из тех, у кого не упали самолеты, а хирурги — из тех, кто сумел сделать операцию, не зарезав больного.