Аббревиатура НДС в последние дни встречается в российском информационном пространстве едва ли не чаще, чем фамилии Путин и Медведев. Существенное снижение налога на добавленную стоимость, одного из ключевых для российского бюджета (его доля в бюджетных поступлениях в разные годы варьировала от 15 до 45%), стало главной темой экономической дискуссии накануне предстоящей в мае смены правительства и прихода на пост его главы Владимира Путина.
При этом аргументация сторонников снижения выглядит очень странно. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на коллегии Минэкономразвития (это ведомство официально поддерживает идею снижения НДС) заявил о необходимости снизить налог как можно быстрее: «Подушка безопасности в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не только позволяет, но и требует начать этот процесс с 2009 года. В следующей трехлетке, в 2010–2013 годах, трудно будет на это решиться, так как нефтегазовый трансферт будет снижаться, будет дополнительный контраргумент в виде снижения возможности компенсации выпадающих доходов за счет резервов». Иными словами, имеющий хорошее экономическое образование,
сам поработавший министром экономики РФ, а ныне возглавляющий профсоюз крупного бизнеса политик и экономист открыто говорит: снижайте налог в 2009 году, потому что уже в 2010-м для этого не будет объективных экономических условий.
Ему вторит экс-премьер, глава Счетной палаты Сергей Степашин. На 12-й конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ он заявляет буквально следующее: «Если решать это, то сейчас, в условиях сложившейся в стране благоприятной экономической ситуации».
Главный противник снижения — вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, которому место в новом правительстве отнюдь не гарантировано (по некоторым сведениям, он импонирует как профессионал Владимиру Путину намного больше, чем Дмитрию Медведеву), приводит гораздо более наглядную и убедительную аргументацию.
По расчетам Минфина, снижение налога на добавленную стоимость до 12–13%, на что очень рассчитывает как сырьевой, так и весь остальной бизнес, приведет к выпадению доходов бюджета в размере 2% ВВП.
При этом восстановление за счет увеличения собираемости произойдет не раньше, чем через 8–12 лет. «2% ВВП — это все расходы на национальную оборону или вся базовая часть пенсий», — поясняет г-н Кудрин.
В настоящее время в России действуют три ставки НДС: нулевая — для экспортных операций; льготная в 10% — для операций по реализации социально значимых товаров (хлеб, макароны, детские товары и т. д.); для всех остальных операций — 18%. МЭРТ предлагает снизить ставку до 12–13% и сделать ее единой, отменив все льготы, в том числе для производителей хлеба и детских товаров. Эта идея вполне может обсуждаться и уже обсуждалась. Первую попытку снизить НДС до 13% предпринял еще в 2005 году аппарат премьер-министра Михаила Фрадкова, однако тогда Алексею Кудрину удалось отбить атаку на этот хорошо собираемый налог.
В нынешней дискуссии больше всего поражает логика, согласно которой в 2009 году налог снижать можно и даже нужно, а в 2010 уже опасно. Пересматривать ставку одного из ключевых налогов каждый год — совершенная дикость для экономики, поскольку это меняет базовые условия функционирования всего бизнеса. Получается, что г-н Кудрин, который соглашается со снижением НДС, самое раннее с 2010 года фактически торпедирует эту идею. А ее сторонники пытаются протащить ее, пока не поздно.
Причем точных расчетов выпадения доходов бюджета, а также скорости и источников замещения выпадающих доходов в результате снижения НДС нет до сих пор
(согласно свежему поручению уходящего премьера Зубкова, такие расчеты должны появиться в августе, когда кабинет должен возглавить уже Путин. То есть корректная фактологическая база, на основании которой только и надо решать этот вопрос, просто отсутствует).
К тому же очевидно, что определять судьбу НДС в любом случае будет другое правительство и другой президент. Медведев, судя по его речи на Красноярском экономическом форуме в феврале этого года, в отличие от Путина, вроде бы относится к снижению этого налога благосклонно. Поэтому
вся дискуссия выглядит как банальная политическая конъюнктурщина: ведь нынешняя ставка НДС — явно не главное препятствие для более высоких темпов экономического роста в стране или развития малого бизнеса.
Вмешательство государства в экономику, отсутствие конкуренции, заградительные инфраструктурные и бюрократические барьеры для открытия собственного бизнеса — куда более существенные и системные пороки нынешней российской экономической политики. Но реальные решения по их устранению «уже с 2009 года» пока, увы, представителями власти и бизнеса не обсуждаются.