Строить дороги, вернее, организовывать их строительство и эксплуатацию в России снова будут по-новому. Министерство транспорта планирует до конца июня внести в правительство документы о создании госкомпании по управлению дорожным хозяйством и организацией дорожного движения в РФ («Автодор»). Сообщивший об этом министр транспорта Игорь Левитин раскрыл замысел новой госкомпании: «Структурой управления автодорогами сейчас занимается Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и 300 предприятий с различными формами собственности… а должна быть создана единая госкомпания, и она должна иметь у себя на балансе дороги, а также заниматься привлечением инвестиций». То есть в планах прокладывать автобаны не только на бюджетные деньги, но и на средства частных инвесторов, к примеру, все тех же крупнейших сырьевых компаний.
Новая госкомпания (раньше Минтранс вел речь о госкорпорации, то есть о такой самой модной форме организации бизнеса позднепутинской эпохи, которая позволяет пользоваться государственным финансированием, но при этом обладает собственностью, не подконтрольной государству) станет очередной попыткой российских властей комплексно решить одну из вековых проблем отечественной государственности.
Отношения с дорогами у российских властей не складываются столетиями, что нашло отражение в знаковых шутках про две извечные российские беды — дураки и дороги – и про то, что «в России нет дорог, а есть направления».
В Советском Союзе проблему современных дорог не удалось решить в условиях мобилизационной экономики, огромного количества заключенных и сосредоточения всех финансовых ресурсов в руках десятилетия монопольно властвовавшей КПСС. В первые годы после распада СССР у России было мало денег, а потому строительство и эксплуатацию дорог возложили на плечи регионов, создав в них дорожные фонды.
Эти фонды вкупе с Федеральным дорожным фондом стали синонимом воровства казенных денег в особо крупных размерах при минимальной фактической отдаче.
Проще говоря, качественных дорог в стране больше не становилось. В начале путинской эры под девизом укрепления федерализма межбюджетные отношения были пересмотрены, финансовые потоки из регионов перераспределили в пользу центра, а дорожные фонды на местах упразднили вовсе. Так и образовалась описанная министром транспорта Игорем Левитиным нынешняя система эксплуатации дорожного хозяйства — федеральное агентство и три сотни предприятий разных форм собственности, судя по качеству и количеству дорог в стране, включая ее столицу Москву, где нехватки денег вроде бы не ощущается, совершенно не заинтересованные в своей работе. А дорог в России в 2000-х годах стали строить еще меньше, чем в «проклятых 90-х».
Качественные автомобильные дороги — азы модернизации любого государства. Евросоюз, принимая в свои ряды новых членов, в первую очередь начинает субсидировать строительство в этих странах автобанов,
причем по четкому пошаговому плану с указанием конкретных сроков ввода в эксплуатацию того или иного участка каждой трассы. Конечно, в России принципиально другие расстояния, но тем важнее для нее развитая система транспортных коммуникаций — автодорог, железных дорог, аэропортов.
Но, пока в нашей стране любые дорожные проекты будут восприниматься чиновниками лишь как отличный способ «освоения сметы», пока не будет четких планов строительства дорог с персональной ответственностью конкретных людей за их исполнение, пока не появится внятная законодательная база для привлечения к эксплуатации различных участков автотрасс частного капитала, дороги у нас так и останутся предметом для горьких шуток и проклятий.
Новая госкомпания будет эффективна лишь в том случае, если российская власть осознает, что ответственность за качество дорог в стране несет государство и только государство.
Самому государству вовсе не обязательно добывать нефть и газ, производить автомобили, но строить дороги, пусть даже на деньги заинтересованных частных инвесторов, — это именно государственная задача.
И из всех стратегий развития той или иной отрасли до 2020 или 2030 года (а сейчас в России явно наступила мода на подобные бумаги, и мода оправданная, ибо страна действительно нуждается в коренной модернизации, чтобы не выглядеть как государство третьего мира с глобальными геополитическими амбициями) именно дорожная стратегия должна быть реалистическим документом. Причем исполненным в четко установленные сроки. Если наша власть научится строить и поддерживать в хорошем состоянии автомобильные дороги, можно сказать, что у нее есть шансы научиться эффективному управлению такой гигантской страной, как Россия.