Очередная версия экономической концепции-2020 изготовлена МЭРТ точно в указанный начальством срок и рассылается на апробацию сановным читателям. Подхлестываемое слухами о собственном разукомплектовании, Минэконоразвития сотворило маленькое чудо оперативности, которое, однако, ничуть не оценено публикой.
«Это просто хотелки… раньше правительство было чуть умереннее», — сказал Андрей Шаронов со всем сарказмом вчерашнего коллеги, и его отзыв — самый популярный из всех.
Жаль. Прелесть этой Концепции вовсе не в ее контрольных цифрах, хотя они, конечно, и радуют глаз патриота. Цифры-то еще не раз будут исправлены, переправлены, а потом и забыты. Но чего не почувствовали или просто не успели еще почувствовать насмешники, так это тонкий древний аромат, которым повеяло с казенных страниц.
Это ведь и в самом деле «закон, по которому солнце восходит». Поэтому и незачем упрекать Концепцию за невнимание к нынешним встряскам мировой экономики и прочим нештатным событиям. У нее другой жанр — эпический. А он предписывает не отвлекаться на мелочи. И движение светил подчинится начальственному плану. И страны-конкурентки без малейшего промедления, однако и без всякой паники, и без ненужного забегания вперед двинутся намеченными маршрутами, расчищая России пятое место к 2020-му.
И Индия не отстанет. И Бразилия не перегонит. И Евросоюз не будет считаться единой экономикой (потому что тогда пришлось бы включить в первую пятерку его, а не нас). И мировой рынок высокотехнологичных товаров расступится, как Красное море перед Моисеем, дабы отдать десять процентов своего объема товарам из России.
Ради такого дела не жалко и предыдущего великого плана — трехлетнего бюджета, узаконенного парламентом и формально только что вступившего в силу, а на самом деле уже забытого.
И правильно. Этот бюджет действительно «чуть поумереннее», чем нынче требуется. Самое время заменить его сочинением помасштабнее.
Кстати, никто вроде бы и не обязывал составителей Концепции возвращаться к пятилеткам. Предписан свыше был лишь год завершения славных дел — 2020-й, подогнанный то ли под президентские циклы, то ли под долгосрочный личный график будущего премьера.
В прежних версиях Концепции каких-то отдельно прописанных пятилеток и не было. Они появились только сейчас, и появились вовремя. Сначала — пятилетка стрижки купонов с дорогой нефти. Если восстановить прерванный советский счет — тринадцатая.
Она, между прочим, уже началась. За ней, с 2013 года — четырнадцатая, она же пятилетка большого технологического скачка. А после нее — какой-то трехлетний довесок, придуманный, чтобы убить время до контрольного 2020-го.
Скажу вам, что в этой разбивке гораздо больше смысла, чем думают сами сочинители. Взглянем на одну кажущуюся неувязку и сразу многое поймем.
«Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь не менее 120–125 млн тонн… Потенциальный уровень производства зерна… позволит России превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке… В 2020 году инфляция запланирована на уровне 3% в год». Это из Концепции. О светлом будущем.
А вот вам суровое настоящее. «Введенная в начале года заградительная пошлина на вывоз из РФ пшеницы оказала воздействие… Экспорт зерна почти прекратился. Но цены — и оптовые, и розничные — растут». Это Андрей Клепач, главный автор предыдущих версий Концепции и соавтор нынешней.
То есть завтра удушение инфляции и подъем зернового экспорта, а сегодня — удушение экспорта зерна и одновременно подъем инфляции. Противоречие? Никоим образом. Просто к лучезарному завтра у нас принято идти своим особым окольным путем. «Через ворота чрезвычайных мер», как выражались восемьдесят лет назад, на заре первой пятилетки.
И недаром после первой была вторая — пятилетка временного возвращения к реальной экономической действительности. А гораздо позже косыгинская восьмая пятилетка кое-как восстанавливала хозяйственное равновесие после шебутной хрущевской семилетки.
Вот и сейчас инстинкт заставил мэртовских авторов заложить в свой фантазийный план вполне реалистичные намеки на предстоящие зигзаги экономической политики.
Стартующая тринадцатая пятилетка задумана как время расцвета госрегулирования, транжирства нефтяных сверхдоходов, неэффективных казенных инвестиций и роста инфляции. Зато уж потом, читается между строк Концепции, где-нибудь году так в 2013-м настанет эпоха исправления всех этих предстоящих ошибок. И четырнадцатая пятилетка будет уже пятилеткой приватизации госкомпаний, твердой бюджетной политики и здорового роста на основе дальновидных и грамотных решений.
Кто-нибудь, пожалуй, скажет, что грамотные решения можно и не откладывать. Но это нелепая мысль.
У великого тринадцатилетия должна быть интрига. Сначала надо разбить побольше горшков. Что сейчас и делают, не дожидаясь, пока Концепция будет обогащена поправками ведомств, обсуждена с представителями общественности и превращена в закон природы нажатием парламентских кнопок и подписью президента.
Будем надеяться, что с таким же опережением графика, гораздо раньше 2013 года, состоится и пересмотр официальных экономических взглядов. Реальная действительность, она ведь не знает, что для нее сочиняют новые законы. Будет существовать по своим собственным, и напомнит об этом кому угодно.