На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Экстремисты и спекулянты

Власть называет своих идеологических противников экстремистами, а скинхедов — обычными хулиганами. И совершенствовать антиэкстремистское законодательство поручает общественникам при Генпрокуратуре.

Старая, многократно подтвержденная практикой истина «если хочешь погубить дело – создай комиссию» никого не смущает. И побороть экстремизм и национализм рассчитывают с помощью очередной общественно-бюрократической структуры. Рабочая группа, которая будет обсуждать вопросы совершенствования уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о межнациональных отношениях и борьбе с экстремизмом, на сей раз создается при Генеральной прокуратуре РФ. Первое заседание группы состоится уже в конце марта, а войти в нее предложено руководителям научных учреждений, правозащитных организаций, ученым, общественным деятелям, в том числе членам Общественной палаты.

Успехи самой Общественной палаты, где два года назад в рамках комиссии по толерантности была создана подкомиссия по проблемам противодействия экстремизму, национализму и ксенофобии, не слишком впечатляют.

Трудно говорить и о положительном эффекте казенных политических инициатив. В частности, речь идет о подписанном в начале 2006 года представителями 14 российских партий по инициативе «Единой России» антифашистском пакте (соглашении о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни).

Но анонсировавший создание рабочей группы Алексей Жафяров, заместитель начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, лично принявший участие в ликвидации многих российских партий и НПО, в том числе под предлогом экстремистской деятельности, видимо, знает, о чем говорит. И в качестве еще одной важной темы работы будущей рабочей группы определяет получение экспертных заключений о признании тех или иных материалов экстремистскими: «К нам поступает большое количество обращений и от депутатов, и от правозащитных организаций либо о подаче заявлений в суд о признании материала экстремистским, либо о возбуждении уголовного дела в отношении авторов и распространителей таких материалов. И, наоборот, ставится вопрос о том, что органы прокуратуры должны прекратить незаконное преследование либо патриотов, либо видных ученых, либо талантливых писателей и так далее».

Иными словами, Генпрокуратура собирается создать некое экспертное сообщество, которое будет обсуждать, как улучшить законодательство в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремизму. Задача вполне понятная и благородная. Но тут принципиально важно, каких именно правозащитников и ученых — ангажированных властью или независимых — привлекут к работе. Главная же проблема в том, что в России даже самые качественные законы становятся жертвой правоприменительной практики.

Когда исполнительная власть, причем не обязательно Кремль, достаточно и местного начальства, прямо использует правоохранительные органы для борьбы с политическими оппонентами, экстремизм становится одной из самых подходящих статей.

И в зависимости от высочайших политических указаний участники любого не угодного властям митинга, пикета, даже забастовки на предприятии могут быть признаны экстремистами. А те же скинхеды, совершившие очередное убийство, в любой момент объявлены «бытовыми хулиганами».

С одной стороны, российское законодательство в области экстремизма, несомненно, нужно совершенствовать, учитывая, что общий политический зажим в стране по определению подталкивает часть социальных и политических групп к радикальным действиям, а межнациональные отношения объективно далеки от гармонии. С другой — важно совершенствовать эти законы, исходя из общегуманитарных принципов, а не из тактических интересов власти.

Рабочая группа при Генпрокуратуре будет эффективной лишь в том случае, если власть четко отделит гуманитарные принципы, те самые общечеловеческие ценности, на которых должно основываться антиэкстремистское законодательство, от конъюнктурных политических интересов. Пока этого в России не произошло. И, возможно, в этом, а не только в пагубности для дела любых комиссий причина неуспешности всех возникавших ранее антиэкстремистских структур.

Новости и материалы
Суд арестовал бойца MMA, устроившего «спарринг» с памятником
Землетрясение произошло в Турции
Массовые повреждения самолетов на земле связали с зарплатами курьеров
Россиянам рассказали, почему парные украшения стали манифестом дружбы
Концерт Нурлана Сабурова в Обнинске могли отменить из-за шуток про россиян
Аэропорт Астрахани приостановил работу
Названа частая ошибка при смене постельного белья
Мужчина, которому отказались продать алкоголь, напал с ножом на другого покупателя
Нидерланды выделят Украине больше $800 млн
В Челябинске подростки выстрелили в лицо мужчине из ракетницы
В России хотят вдвое увеличить норму переработок
В Google назвали главное условия для достижения революции в сфере ИИ
В Кремле рассказали о графике Путина на этой неделе
Кремль прокомментировал ситуацию с поставками российской нефти в Индию
Дугин: у России нет причин воевать с Европой, но есть одно «но»
В Кремле заявили, что видят перспективу восстановления отношений РФ и США
В Кремле подвели итоги встречи Путина и Уиткоффа
В Таиланде приняли резолюцию, дающую право на новые военные операции
Все новости