В борьбе за бесплатный доступ к ресурсам государства соискателям, очевидно, нужно тонкое чувство времени. Перед самым Новым годом Минтранс объявил о том, что президент Путин одобрил его предложение о создании госкорпорации «Автодор», и что осенью 2008 года будет приниматься закон о ее создании. Но не прошло и двух месяцев, а мы уже получаем недвусмысленные сигналы: не все так просто.
Вначале бывший, а потом действующий преемники Иванов и Медведев высказались против создания этой госкорпорации, предложив вместо этого передать государственные функции по строительству и эксплуатации автодорог открытому акционерному обществу. А теперь и глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев раскритиковал планы Минтранса и объявил, что ФАС считает идею «заведомо неэффективной».
Вопрос о форме государственного участия в дорожном строительстве далеко не праздный.
В случае создания госкорпорации огромные средства, которые власти хотят вложить в дороги, окажутся в распоряжении совершенно непрозрачной структуры, контроль за действиями которой будет почти невозможен не только для общественности, но и для государственных органов.
Тем не менее, госкорпорации активно создаются. Например, под высокие технологии либо дорогостоящие, но разовые проекты вроде подготовки Сочи к Олимпиаде. Впрочем, успешно пролоббировано и создание госкорпорации в сфере ЖКХ – то есть в области, столь же необъятной и находящейся в таком же плачевном состоянии, как и дороги. Так что, казалось бы, путь Минтрансу был открыт. Однако что-то не срослось.
Можно, конечно, предположить, что на дорогах в России обжигались чаще, чем на том же ЖКХ. В конце концов, в отличие от коммунального хозяйства, в дорожное строительство неоднократно и с большой помпой закачивались немереные средства, и заканчивалось это, как правило, скандалами. Достаточно вспомнить эпопею со строительством высокоскоростной магистрали из Петербурга в Москву.
В коммунальной сфере такой масштаб безотходного освоения ресурсов еще не достигнут, хотя первые ласточки уже появились.
Игорь Артемьев выразился весьма, вроде бы, внятно: «Люди, которые работают в правительстве, не должны руководствоваться старым принципом: если не знаешь, что делать, создавай комиссию. В данном случае – госкорпорацию». Но это он говорил с точки зрения чиновника, заинтересованного в конструктивных и эффективных действиях коллег.
Эти коллеги, на самом деле, действительно вряд ли знают в точности, что делать с дорогами. Но что делать с госкорпорацией, они, надо полагать, знают отлично.
Стремительный пересмотр уже вроде бы одобренного Путиным плана очень хочется приписать внезапному озарению высокопоставленных руководителей государства. Во всяком случае, такое объяснение намного симпатичнее конспирологических измышлений об уже начавшемся умалении достоинства уходящего президента и аннулировании его последних решений. Тем более что как-то рановато. Да и сам Путин ничем не дал понять, что предновогодний рапорт Минтранса о своем аппаратном успехе был верен.
Но все же в озарение высших лиц поверить непросто. Зато многое объяснит такое соображение –
на создание госкорпораций под конкретные цели, под конкретных персонажей, под конкретные интересы было отведено достаточно времени и денег. Кто не успел – тот, как говорится, опоздал.
И слава Богу, а то ведь, будь этот процесс не ограничен в сроках, в госкорпорации мог бы превратиться любой источник бюджетных средств – вплоть до образования, здравоохранения и планирования семьи.