Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Барбудо-символ

Романтики кубинской революции хватило надолго потому, что в ее основе лежало естественное стремление любой нации самостоятельно решать свою судьбу. И Кастро служил символом именно этого.

Уход Фиделя Кастро с официальных постов трудно назвать неожиданным. Когда летом 2006 года он исчез из публичного пространства, стало ясно, что эпоха пламенного команданте близка к закату.

Волею истории Куба во второй половине ХХ века оказалась в центре идеологического противостояния двух сверхдержав.

Соответственно, и оценки деятельности главного «барбудо» Западного полушария зависели от принадлежности к тому или иному «полюсу» мировой политики. Восторги по поводу «острова Свободы» соседствовали с проклятиями в адрес «коварного тирана».

Конец холодной войны, вместе с которой в прошлое ушел весь европейский лагерь социализма, как ни странно, не принес изменений на Кубу. Режим Фиделя, попавший после прекращения советского субсидирования в тяжелейшее экономическое положение, казалось, был обречен на моментальный крах. Ведь на протяжении десятилетий Гавана была едва ли не главным раздражителем для США, той страны, которая одержала убедительную победу в «войне идей». Однако кубинский социализм выстоял тогда, не рухнул он и полтора года назад, когда Кастро отошел от управления.

Есть основания считать, что и окончательный уход Фиделя не приведет к резким переменам, хотя трансформация неизбежна.

В чем секрет этого странного режима? Ведь в последние годы он вроде бы не имел шансов на выживание — ни экономических, ни геополитических, ни идеологических. Ответ на этот вопрос позволяет понять и истинное, очищенное от пропагандистской мишуры, место Фиделя в истории.

В отличие от Восточной Европы, которая обрела «бессмертное, потому что верное» учение благодаря советскому военному присутствию, кубинская революция была внутренним и естественным процессом. Собственно говоря, как хорошо известно, коммунистом Фидель Кастро стал не сразу и по прагматическим причинам. Освободительное движение развернулось на Кубе в 1950-е годы не по наущению Москвы, а как реакция на коррумпированную диктатуру Батисты, которого поддерживали Соединенные Штаты.

Кастро был типичным националистом, который по своей сути не отличался от десятков лидеров антиколониальных и национально-освободительных движений, вспыхнувших тогда по всему миру. Время великих империй катилось к закату, Европа быстро утрачивала влияние на мировые дела, а новые гранды глобальной политики — СССР и США — не без злорадства наблюдали за крушением британского, французского, голландского, португальского величия. Стремительно возникал Третий мир — сообщество новых стран, обретавших независимость по мере деградации колониальной системы.

Харизматические вожди — Гамаль Абдель Насер в Египте, Ахмед Сукарно в Индонезии, Кваме Нкрума в Гане и многие другие — олицетворяли стремление народов к самоутверждению, желание национального реванша.

Частью этого процесса стали и события на Кубе. Правда, если к остальным антиколониальным движениям Вашингтон относился в основном благожелательно, ведь они ослабляли конкурентов на мировой арене, то мятеж в собственном заднем дворе американцам, конечно, не понравился. Однако оказалось, что это не случайность, а проявление всеобщей закономерности, с которой не так-то легко справиться.

Конечно, новые «хозяева» планеты — Кремль и Белый дом — не сидели сложа руки, наблюдая за обвальной деколонизацией. Между ними немедленно развернулась борьба за влияние, и залогом выживания освободившихся стран стало присоединение к одному или другому «патрону».

Националистам пришлось рядиться в те или иные одежды — некоторые провозглашали приверженность западной демократии, некоторые (большая часть) решили строить социализм.

И то, и другое, однако, было лишь оболочкой для общего содержания — эмансипации народов и их становления. Советская модель многим казалась более предпочтительной, и это легко объяснимо. Во-первых, идеалы равенства и справедливости звучали в унисон с лозунгами национально-освободительной борьбы. Во-вторых, социалистическая риторика и практика являла собой резкое размежевание с моделью, унаследованной от колонизаторов.

Эра колониализма ушла безвозвратно. Правда, радужные надежды, которые связывались с обретением независимости, быстро рассеялись. Новые власти практически повсеместно не устояли перед соблазном масштабной коррупции, сколько-нибудь демократическая система со сменяемостью власти пустила корни лишь в считанном числе стран, да и качество государственного управления везде оставляло желать много лучшего.

Громко декларируя самостоятельность, страны Азии, Африки, Латинской Америки быстро попали в другую зависимость — от своих геополитических и идеологических патронов.

Куба Фиделя Кастро не стала исключением, вождь революции со временем превратился в типичного диктатора. Правда, его политическим талантам, как и способности к выживанию, нельзя не отдать должное. Романтики революции хватило очень надолго именно потому, что в ее основе лежало естественное стремление любой нации самостоятельно решать свою судьбу. И Кастро служил символом как раз этого, хотя похвастаться экономическими успехами и построением эффективной государственной системы он явно не может.

Фидель покидает мировую политику в тот момент, когда пафос 1950-х вновь востребован. Третий мир все громче заявляет о своих правах и о намерении оказывать влияние на ход событий в мире. Происходит это на фоне ослабления тех самых патронов, которые «прибирали к рукам» антиколониальные движения полвека назад. СССР уже нет, а США, того гляди, надорвутся под бременем взваленной на себя ответственности. Часть Третьего мира — Индия, например, — вместе с Китаем и вовсе претендует на лидерство. А другая часть — исламская умма — находит свои способы воздействия.

На исходе 50-х годов прошлого века пробудившийся национализм рядился в социалистические одежды. Сегодня в роли идеи, подходящей для национального возрождения, все чаще выступает политизированное понимание религии, прежде всего ислама.

В этом смысле вожди палестинского движения ХАМАС или ливанской «Хезболлы» — современный вариант Насера и Кастро.

Находятся и новые патроны, готовые использовать тягу к самоопределению в собственных целях. Иран, например, неслучайно поддерживает радикальные движения на Ближнем Востоке — ведь их устремления всегда будут находить отклик среди населения стран, у которых есть чувство ущемленности — справедливое или надуманное.

Кастро войдет в историю как диктатор, которого обвиняли во всех смертных грехах. Это слишком тривиально, да и вождей таких в мире сотни. Миф о Фиделе как символе освобождения переживет его политическую эпоху, как бы ни развивались события на Кубе после его ухода — из политики и из жизни.

Новости и материалы
Пилотные зоны 5G появятся во всех российских регионах к 2030 году
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Бен Аффлек начал поиск дома на фоне слухов о разводе с Дженнифер Лопес
В Приморском районе Петербурга горит промпредприятие
Польские силовики силой выгнали в Белоруссию пятерых мигрантов
Черчесов одним словом отреагировал на победу «Динамо» над «Крыльями Советов»
Фанаты Билли Айлиш вычислили, кому она посвятила песни с нового альбома
Экс-звезда «Ранеток» рассказала о депрессивных мыслях после распада группы
В Чечне назвали «мошенниками» правозащитников, которые помогли девушке сбежать от родных
Фьюри оставил послание Усику: я иду за твоим сердцем
В Британии оценили настроения в ВСУ на фоне отсутствия ротации
Все новости