Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Без лишних мнений

Оппозиция — такой же неотъемлемый элемент современной системы управления государством, как реальные парламент и правительство.

Отказ Бориса Немцова от участия в выборах и обозначение принципов, на которых действительно должна базироваться любая нормальная президентская кампания, и на которых она явно не базируется в нынешней России, — попытка обратить внимание на очевидное исключение оппозиции из жизни страны. Российская власть, глава которой побеждал в 2000 году с результатом «всего лишь» 52,52% от числа пришедших на участки, сейчас в принципе не допускает ни простой победы (только победу конституционным большинством голосов) своей карманной партии на парламентских выборах, ни второго тура выборов президентских (не говоря уже о возможности поражения преемника).

В России не просто нет закона об оппозиции, хотя разговоры о нем идут давно: оппозиция в принципе находится за скобками легального политического процесса.

В этом смысле положение думской, квазисистемной, оппозиции (той же КПРФ, поскольку ЛДПР традиционно поддерживает все решения действующей власти, а «Справедливая Россия» вообще называет себя партией Путина) ничем не отличается от положения внепарламентских партий или коалиции «Другая Россия». У нас «Единая Россия» великодушно отдает трем другим партиям руководство шестью парламентскими комитетами (в которых большинство все равно будет у «единороссов»), оставляя себе 26.У нас президент не вступает в партию власти, однако возглавляет ее список на думских выборах (что не запрещено законом) и прямо агитирует за нее (что законом запрещено, но игнорируется полностью подконтрольными власти ЦИКом и Верховным судом).

На Украине политические силы, выигравшие парламентские выборы, формируют коалиционное правительство, а оппозиция легально (только что сама бывшая властью) формирует теневой кабинет.

И президент страны, желая укрепить свои позиции во власти, спокойно назначает второго человека в пока оппозиционной «Партии регионов» главой Совета национальной безопасности. Разве можно себе представить, что сейчас представитель той же КПРФ может получить хоть какой-то руководящий пост в российской структуре исполнительной власти? Притом что у нас правящая партия правительство не формирует.

Отказ признать за оппозицией равные с властью права ведения любой выборной кампании (выборов в России вообще становится все меньше), отказ от дебатов с оппозицией, который уже в ходе двух думских кампаний практиковала «Единая Россия», засилье административного ресурса, отсутствие равного доступа всех легальных политических сил к СМИ — все это явные черты «царства отказа» власти от каких бы то ни было независимых форм контроля над ней со стороны общества. Мы имеем дело с кремлевским самодержавием и кремлевской же оппозицией.

В России сегодня реальная и связанная с системой власти оппозиция — это не легальные партии, а внутрикремлевские политические кланы, раздираемые борьбой за бизнес-активы и контроль над госучреждениями,

у нас ФСБ оппозиционна Госнарконконтролю, а ГенпрокуратураСледственному комитету при Генпрокуратуре. У нас Медведев — кандидат от оппозиции условному «Сечину», а не от тех четырех партий, которые якобы по своей воле выдвинули его на встрече с действующим президентом России.

Власть, которая в принципе не допускает возможности поражения на честных выборах от легальных политических конкурентов, как не допускает и самих честных выборов, неизбежно становится заложницей этой внутренней оппозиции, она выращивает оппозицию внутри себя. Причем

эта внутриутробная оппозиция действует теневыми методами, порождая системную нестабильность внешне такой однородной и прочной властной конструкции.

Борис Немцов не захотел участвовать в фарсе, в который уже превратились парламентские выборы и почти наверняка превратятся выборы президентские. Интересы всех без исключения людей не могут совпадать по определению. А если эти несовпадающие интересы не выражают легальные политические структуры, власть взрывается от противоречий изнутри.

Системная оппозиция и существует для того, чтобы не давать власти взорваться изнутри, а народу — иметь возможность менять власть в рамках мирных и юридических корректных процедур,

каковыми в демократических республиках (именно такой государственный строй по Конституции существует и в России) являются президентские и парламентские выборы.

Поэтому, независимо от шансов на победу Бориса Немцова в президентских выборах, его отказ напоминает о существовании системной проблемы, которую создала нынешняя власть, и которую ей неизбежно предстоит решать, кто бы из тандема «Путин — Медведев» ни стал реальным хозяином России после марта 2008 года.

Новости и материалы
Найден новый способ лечения ожирения и диабета
ХАМАС заявил о согласии на перемирие в Газе
Кирпичный цех вспыхнул в Смоленске
Названа команда, которая выделяется в борьбе за титул РПЛ
Булыкин: в РПЛ никто не показывает чемпионскую игру
ЕС ужесточит санкции в отношении полетов российских самолетов
Мостовой объяснил, почему болельщики других клубов оскорбляют «Зенит»
Дрессировщица из Москвы пытается пристроить 15 собак, которых сокращают из цирка
Житель Подмосковья избил мать топором из-за замечания о том, что он живет за ее счет
Ротенберг: матчи «России 25» смотрят те, кто не пускает нас на Олимпиаду
Шольц рассказал о количестве военных ФРГ, готовых отправиться на помощь союзникам
Сочинку, прокатившую детей на пороге автомобиля, привлекли к ответственности
Водители автобусов в Барнауле устроили забастовку из-за сокращения зарплат
В ЕС отреагировали на планы РФ по учениям с ядерным оружием
Умер журналист Пиво, который вел дебаты Ельцина
Более 50 организаций внесут в антироссийский список ЕС
Экс-тренер «Спартака»: команда не умеет играть на результат
Найден препарат, помогающий побороть пристрастие к вейпам
Все новости