Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дальше неразборчиво

В какой главе плана Путина написано, что следует избегать наблюдателей от ОБСЕ

Последние действия российских политических властей и их послания, адресованные городу и миру, лучше всего иллюстрирует диалог режиссера Якина с царем Иваном Грозным из советской кинокомедии, снятой по булкаговской пьесе. Растерянный и нервничающий кинодеятель бормочет что-то невнятное, как бы на старославянском: «Паки, паки, иже херувимы», — и жалуется на то, что царь его не так понял. В ответ получает справедливый упрек: «Как же тебя понять-то, когда ты не говоришь ничего?»

Власть не говорит ничего внятного ни по одному вопросу.

Рассказы о происходящем кремлевскими теле- и интернет-агитаторами предметом осмысления быть не могут в силу самой природы пропаганды. Она призвана не разъяснять, а призывать. Кроме того, вся эта многочисленная армия не может представлять власть, как бы ни хотелось ее бойцам столь лестно про себя думать. Сколько ни перетирают слуги происходящее на барской половине – все это не более чем фольклор. Кроме того, и разъяснения, и иные акции по поддержке генеральной линии оцениваются не потребителями, а заказчиками. А главная сегодняшняя проблема в том, что сами заказчики имеют слабое представление об этой самой генеральной линии. Разнообразные конспирологические упражнения на эту самую главную тему – тоже лишь форма времяпровождения, хотя и приятно-интеллектуальная.

В результате понять происходящее становится все сложнее, особенно, если подключать непопулярный ныне здравый смысл.

Сегодня в агентствах появилась информация о том, что Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось от планов проведения мониторинга за парламентскими выборами в России 2 декабря. Об этом сообщили западные дипломаты. В ОБСЕ эту информацию подтвердили.

Можно долго и обильно рассуждать об объективности западных наблюдателей с точки зрения нынешней российской самоидентификации. Упрекать Запад в коварном противодействии возрождению Великой России. Попутно дискутировать о том, что следует вкладывать в само понятие «Великая». Здесь, и вправду, могут быть разные мнения. Но трудно понять, зачем вообще надо было устраивать какие-то препятствия для деятельности иностранных наблюдателей: принудительно сокращать их число против обычной квоты, потом устраивать трюки с визами. Тут-то чего бояться? Ведь с формальной точки зрения, никаких нарушений – сколько-либо серьезных – на выборах не предвидится. Ну, явка, видимо, будет не очень убедительной, но, по новому закону, она никак не влияет на легитимность выборов. Никто не сомневается и в том, что ЕР наберет достаточное для объявления полной победы количество голосов. Так для чего же создавать препятствия для наблюдателей?

Известна история с визитом в Москву 1937 года Лиона Фейхтвангера с последующим написанием им книги «Москва – 37», благодаря которой удалось на некоторое время создать позитивный образ сталинского режима на Западе. Разумеется, ситуации несопоставимы. Более того, чтобы получить необходимый результат, тогда приходилось очень умело демонстрировать писателю советскую реальность.

Сегодня новых представлений о ситуации в России никакие наблюдатели дать не могут. Все в курсе.

Кто-то поддерживает происходящие процессы, кто-то — нет. И зачем, если не планируется серьезных выборных манипуляций, создавать препятствия для Бюро ОБСЕ, постичь решительно невозможно. Даже если предположить, что была задумана специальная провокативная операция, чтобы ОБСЕ отозвала своих сотрудников. А их неучастие в дальнейшем могло бы послужить поводом для объявления выборов в России нелегитимными.

Такая трактовка наверняка будет озвучена профессиональными борцами со зловредным Западом. Но, в этом случае, зачем было столь легко вестись на эту провокацию? Ведь в результате, и вправду, получается, что такая – пусть и весьма формальная – возможность остается. Неаккуратненько как-то получается. Как минимум, непрофессионально, особенно учитывая, сколь обширно представлены в нынешней власти специалисты по вопросам идеологических диверсий. Не говоря уже о заговорах и провокациях.

Получается, мы на ровном месте сами себе создали проблемы, последствия которых, кстати, полностью еще не понятны.

Что уже совсем не здорово.

То вполне разумное объяснение происходящего, что нервное состояние власти достигло тревожного уровня, конечно, не хотелось бы считать основным. Но иное усмотреть сложно. А история государства российского учит, что даже не очень хорошая власть все же не так страшна, как та, которая сильно нервничает. И в этом своем состоянии посылает обществу невнятные сигналы, понять которые оно не в силах.

Во всяком случае, невозможно себе представить, в какой главе плана Путина написано о том, что следует избегать присутствия на выборах наблюдателей от ОБСЕ.

Новости и материалы
Украинские БПЛА пытались атаковать объект гражданской инфраструктуры в Смоленской области
Житель Приморья задержан по подозрению в шпионаже на ГУР Украины
Уровень Амура превысил норму
Митингующие в центре Тбилиси покинули площадь перед парламентом
В США заявили о намерении Вашингтона продлить украинский конфликт еще на десять лет
В СФ заявили о необходимости трибунала после СВО
Вильфанд: в ближайшие дни в Москве температура будет ниже нормы, ночью возможны заморозки
Появились новые данные о количестве погибших при обрушении автотрассы в Китае
Психолог дала советы, как родителям вести себя с подростком, который пошел работать
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
В Кремле назвали победителя фестиваля «Дорога на Ялту»
Посол РФ назвал новые антироссийские санкции нелегитимными ухищрениями
Митингующие в Тбилиси забаррикадировали один из входов в парламент Грузии
Все новости