Всплеск цен на продовольствие вызывает у отечественных администраторов очередной приступ любви к администрированию и экспериментам из области социалистической экономики. Правительство Бурятии по поручению президента республики Вячеслава Наговицына утвердило перечень продукции, в отношении которой осуществляется государственный контроль цен на подведомственной территории Бурятии. Правительству предстоит также заключить соглашения, оговаривающие предельные торговые надбавки для производителей и продавцов продовольствия.
Несомненно, принятые в Бурятии меры направлены на достижение самых благих целей. Но, к сожалению, из опыта прошлых лет известно, что получается на выходе. Нет никаких гарантий тому, что продовольствия в республике прибавится или оно станет дешевле. У тех же производителей есть непробиваемый довод: вольно же властям регулировать цены на продовольствие при сохранении пока еще вольных цен на ГСМ и прочие расходные материалы. Производители, которым будет невыгодно продавать свою продукцию по заниженным ценам, попытаются реализовать ее в других регионах, где борьба за стабильные цены еще не достигла таких высот. Республиканские власти попытаются остановить «бегство еды» из Бурятии, и тут придется применять сугубо административные меры, вплоть до кордонов на дорогах. Поскольку в соседних регионах руководители тоже не лыком шиты, кордоны станут явлением повсеместным. Страна уже переживала что-то подобное в самом начале 90-х, и тогда это никому не понравилось. Также как не слишком пришлись по вкусу гражданам и карточки покупателя, призванные остановить покупку фактически дозируемого региональными властями продовольствия, жителями других регионов.
Все, что предлагается и уже делается сейчас, предпринималось и последними советскими правительствами, и первыми российскими. Памятником их усилиям стали пустые прилавки конца 1991 года.
Кроме того, дезинтеграция страны началась именно с этого — региональные руководители начали обособляться от остального мира с целью сохранения хоть какой-то стабильности и хоть какого-то достатка на своих территориях. Местное экономическое творчество было бы не так опасно, если бы на федеральном уровне работали системные факторы, способные остановить социалистические эксперименты над капиталистической пока еще экономикой.
Но в условиях, когда в Москве рост цен на продовольствие объясняется сговором перекупщиков, трудно ждать большей адекватности в регионах.
Стоит скорее удивляться тому, что в рамках формирования нового правительства на базе МЭРТ не был создан Госкомцен.
Но регулировать можно не только цены. Мэр Москвы Юрий Лужков выступил в «Российской Газете» по вопросу о миграции. Среди прочего, он предлагает Федеральной миграционной службе «определять квоты на основе выработанных регионами обоснованных заявок, а затем, на основе режима контроля над межрегиональными перетоками иностранной рабочей силы, строго следить за тем, чтобы в отдельных регионах не появлялось избыточного количества мигрантов и связанных с ними социальных и экономических диспропорций».
В наших условиях квотирование — это синоним коррупции. Важно и то, что «обоснованные заявки» еще больше расширяют возможности для административного регулирования хозяйственной активности. Кто будет определять степень обоснованности — вопрос, но ясно, что это будут очень уважаемые люди, к мнению которых будут прислушиваться. А определение места приложения рабочих рук рано или поздно скажется на оплате труда. Мигрантам останется только надеяться на то, что при реализации нового курса не забудут и про другое предложение Лужкова: «Квоты должны выдаваться не только под потребности бизнеса, но и под гарантии и условия, обеспечивающие нормальное пребывание мигрантов».
В принципе, регулировать можно все, и тут еще неизвестно, кто больше склонен к ретро: федеральные или региональные власти
Тем более, что, с пропагандистской точки зрения, контроль за ценами и мигрантами, безусловно, пропагандистки выгодные занятия. Впрочем, как правило, эффектные жесты делают одни, а расхлебывают их последствия совсем другие люди.