Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Холодная война против ядерного терроризма

История всемирной ядерной контрабанды продолжается, причем новые подробности появляются каждый месяц

История всемирной ядерной контрабанды продолжается, причем новые подробности появляются каждый месяц

Ядерный терроризм мало обсуждаемая в России проблема. Скорее это уже часть истории конспирологических спекуляций. Намерение режима Хусейна собрать оружие массового поражения осталось без основательных доказательств. Что добавило аргументов циникам и скептикам. Иранская ядерная программ скорее приветствуется как бастион антиамериканизма. При этом аргументы тех, что говорит об этой угроз, в России известны мало и не системно. «Газета.Ru--Комментарии» публикует фрагмент книги «Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа», в которой представлен американский взгляд на угрозу получения ядерных компонентов террористами. Греем Аллисон был советником министра обороны при президенте Рейгане и заместителем министра обороны при Клинтоне.

Во время первых президентских дебатов кампании 2004 года ведущий спросил обоих кандидатов: «Какова одна-единственная наиболее серьезная угроза для национальной безопасности Соединенных Штатов?» Согласившись друг с другом, что бывало редко, сенатор Джон Керри и президент Джодж Буш-младший как один ответили, что это ядерный терроризм. Как сказал президент: «Я согласен с моим оппонентом в том, что наибольшая угроза, с которой сталкивается наша страна, — это оружие массового уничтожения в руках террористических группировок».

В последние недели кампании вице-президент Дик Чейни поставил ядерный терроризм в основу своей предвыборной речи, сказав: «Самая большая угроза, с которой мы сейчас сталкиваемся как нация, — это возможность того, что террористы проберутся в центр одного из наших городов с самым смертельным оружием, которое когда-либо использовалось против нас... с ядерным оружием, которое способно поставить под угрозу жизни сотен тысяч американцев». Согласно Чейни: «Это самая страшная угроза. Для того, чтобы у нас была стратегия, способная победить эту угрозу, вы должны «направлять свои мысли для решения этой проблемы».

Одна-единственная ядерная бомба в одном-единственном американском городе станет событием, который изменит нацию.

После взрыва террористами второй ядерной бомбы многие горожане пересмотрят свое решение жить в больших городах. Ядерный терроризм — это не только экзистенциальная угроза американской идее, это также угроза той цивилизации, которую мы знаем. Ядерная террористическая атака — это лицо ядерной опасности сегодня — нынешнее наследие призрака глобальной ядерной войны, который нависал над предыдущими поколениями. Эта угроза одновременно «неизбежна» и «предотвратима». Через год после первого издания, умножились свидетельства в поддержку предположения о вероятности, а в действительности — и неизбежности ядерной террористической атаки, если только не произойдет кардинального изменения нынешних политики и практики.

В докладе Комиссии по 11 сентября приводятся подробности о случаях, когда оперативники Усамы бин Ладена были обмануты при попытке купить материалы, применимые в ядерном оружии.

Майкл Шойер (Michael Scheuer) — бывший глава специальной группы ЦРУ по бин Ладену и автор книги «Имперская спесь» (Imperial Hubris), которую он опубликовал под псевдонимом «Аноним», раскрыл, что ЦРУ следила за той «тщательной и профессиональной манерой, с которой » Аль-Кайеда» пыталась заполучить ядерное оружие», с 1996 года. Шойер также описывает, как в мае 2003 года бин Ладен получил фетву от саудовского богослова Шейха Насир бин Хамид аль-Фахда, в которой содержится религиозное обоснование использования ядерного оружия против Соединенных Штатов. Озаглавленная «Трактат о законности использования оружия массового уничтожения против неверных», она утверждает, что «если бы на них была сброшена бомба, которая убила бы 10 миллионов из них и сожгла такое количество земли, как количество сожженных ими мусульманских земель, это было бы разрешено».

История всемирной ядерной контрабанды продолжается, причем новые важные подробности появляются каждый месяц.

Среди последних открытий — продажи в Ливию чертежей современных китайских тридцатичетырехдюймовых боеголовок, которые настолько малы, что могут быть доставлены ракетами458), и поставка современных высокоскоростных центрифуг для обогащения урана, а также чертежей и оборудования, необходимых для строительства таких центрифуг, в Северную Корею и Иран. Теперь известно, что эта сеть продавала предприятия по изготовлению центрифуг целиком. Части, произведенные в Европе, затем собирались в Малайзии.

Кроме того, разведчики и особо заинтересованные журналисты заново проследили, куда ездил отец пакистанской ядерной бомбы, чтобы выяснить, где еще он может заниматься бизнесом и каким именно. Этот человек много путешествовал. Он останавливался в Афганистане, Египте, Иране, Кот д'Ивуаре, Казахстане, Кении, Мали, Мавритании, Марокко, Нигере, Нигерии, Северной Корее, Саудовской Аравии, Сенегале, Судане, Сирии, Тунисе и Объединенных Арабских Эмиратах).

С 1 по 3 сентября 2004 года в Беслане (Россия) чеченские партизаны продемонстрировали свои организационные способности по захвату объектов на российской территории, а также свою готовность осуществлять безжалостные убийства — в этот раз они убили школьников. В первый же день кризиса с заложниками президент Путин направил дополнительные воинские подразделения на охрану незащищенных ядерных предприятий.

Какова ни была безопасность на этих предприятиях за день до захвата школы, на следующий день Путин понял, что она недостаточна.

Сразу же после захвата заложников Путин заявил: «Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной, жестокой и полномасштабной войной». Однако, несмотря на столь скорую реакцию президента Путина на Беслан, ответные меры запаздывают. Хотя президенты Путин и Буш постоянно предупреждают об угрозе международного терроризма и о том, что «террористы могут заполучить оружие массового уничтожения», им только еще предстоит сделать предотвращение ядерного терроризма важнейшим приоритетом в области безопасности для двух правительств.

Старший научный сотрудник Школы государственного управления имени Кеннеди Мэтью Банн (Matthew Bunn) публикует часто обновляемый отчет, озаглавленный «Анекдоты о ядерной опасности». Эти сборники недавних происшествий показывают продолжающуюся уязвимость российских ядерных предприятий для воровства. В октябре 2004 года группа из сорока семи человек, идентифицированных как дагестанцы, вооруженные дубинками и ломами, захватили секретное неядерное военное научно-исследовательское предприятие в Зеленограде. Захватчики влезли на предприятие по лестницам и завладели секретной документацией и оборудованием. Местные российские подразделения отбили здание, а все сорок семь нападавших были арестованы.

О проведении ранее незаявленных ядерных экспериментов в Южной Корее (включая обогащение урана и переработку плутония) и Египте стало известно в 2004 году. Хотя там не было программ ядерного оружия, эти эксперименты могли послужить для Южной Кореи и Египта страховым полисом, защищающим их от разработок в Северной Корее и Иране.

Серьезность намерений Ирана заполучить ядерное оружие все более очевидна.

Если ничего не изменится, то, по нынешним оценкам, в начале 2005 года Иран должен выйти на финишную прямую, и для достижения цели ему потребуется от двенадцати до тридцати шести месяцев. Теперь известно, что члены подпольной сети А. К. Хана провели более десятка встреч с иранскими учеными-ядерщиками в период с середины до конца 90-х годов. Инспектора МАГАТЭ и национальные разведывательные организации активно ищут все еще не обнаруженные плоды этого сотрудничества. В своем обращении к нации президент Буш назвал Иран «главнейшим спонсором мирового терроризма, который стремится заполучить ядерное оружие и одновременно лишает свой народ той свободы, которую тот желает и заслуживает». Вице-президент Чейни поместил Иран «во главу списка проблемных стран мира», заметив, что «израильтяне хорошо придумали сначала действовать, и пусть весь остальной мир беспокоится по поводу последующей расчистки дипломатических завалов». Израильский премьер-министр Ариэль Шарон заявил, что «сегодня ядерно-ракетная программа Ирана представляет собой величайшую опасность не только для Израиля, но и для всего мира». Безусловно, Израиль и Соединенные Штаты не исключают военного варианта. Было также объявлено о том, что Пентагон проводит тайные операции в Иране, пытаясь определить местонахождение ядерных предприятий и взять их на прицел.

В феврале 2005 года Северная Корея объявила о том, что она «произвела ядерные бомбы для своей защиты и для того, чтобы противостоять неприкрытой политике изоляции и подавления режима, проводимой администрацией Буша», а также что она будет «наращивать свой арсенал ядерного оружия». Пхеньян также продекларировал, что приостановит участие в переговорах, направленных на свертывание своего ядерного потенциала, «на неопределенный период».

Прожив еще один год без ядерной террористической атаки и даже вообще без какой-либо значительной террористической атаки на Соединенные Штаты, можно задаться вопросом: почему так произошло? Безусловно, администрация Буша делает некоторые вещи правильно, гораздо правильнее, чем говорят ее критики. С другой стороны, и Усама бин Ладен поднял планку, пытаясь превзойти 11 сентября. Список возможных вариантов атак, которые проходят по этому критерию, невелик. Американский допрос вдохновителя нападения 11 сентября Халида Шейха Мохаммеда дал многое в плане понимания способа действий и работы «Аль-Кайеды». При планировании нападения одна ячейка работала в течение шести лет для того, чтобы подготовить угон американских лайнеров, которым было предназначено атаковать Всемирный торговый центр и Пентагон.

Если аналогичная ячейка сейчас находится на пятом или шестом году подготовки к ядерной террористической атаке, мы можем об этом так и не узнать, покуда грибовидное облако не взметнется над каким-нибудь американским городом.

Ядерный терроризм на самом деле предотвратим при выполнении разумного и реализуемого перечня действий. Организация стратегии предотвращения в рамках доктрины «трех нет» позволит политикам и гражданам одновременно сконцентрироваться на том, что является срочным, и на том, что является важным.

Нет неподконтрольному ядерному оружию. Хотя многое было сделано, печально то, что многого сделано не было. Согласно докладам Министерства энергетики, в России — крупнейшем складе оружия и материалов в мире, меньшее количество потенциально опасных ядерных объектов было обеспечено физической защитой за два года после 11 сентября, чем за два года, предшествовавших 11 сентября. И хотя даже министр энергетики Спенсер Абрахам (Spencer Abraham) взял инициативу в свои руки, предложив новую «Глобальную инициативу по уменьшению угрозы», в рамках которой в 2004 году высокообогащенный уран был вывезен из Ливии и Узбекистана.

Материалы, из которых террористы могут сделать бомбу, находящиеся в исследовательских реакторах еще в двадцати нестабильных развивающихся странах и странах с переходной экономикой, по-прежнему уязвимы для воровства.

Однако во время встречи на высшем уровне в Братиславе (Словакия) в феврале 2005 года президенты Буш и Путин впервые взяли на себя личную ответственность за борьбу с этой угрозой и за то, чтобы их правительства обеспечивали защитой неподконтрольные ядерные материалы в своих странах по ускоренному графику. Ускоряя исполнение принятых ранее планов, они выбрали 2008 год как рубеж, к которому эта опасность должна быть существенно ограничена. Все это свидетельствует о значительном прогрессе в деле борьбы с угрозой неподконтрольных ядерных боезарядов.

Нет новому ядерному оружию. Этот принцип становится новым международным стандартом. Факт остается фактом: если государство строит предприятия для обогащения урана или переработки плутония, оно преодолевает самый высокий барьер и переходит Рубикон к производству ядерного оружия. Призыв Мохаммеда Эль-Барадея объявить пятилетний мораторий на любое новое производство урана или плутония в отдельных странах для того, чтобы дать международному сообществу время для разработки новой системы снабжения мирных ядерных реакторов топливом, — это хорошее начало. В переговорах с Ираном страны Европейского Союза сконцентрировались на долговременном добровольном моратории на любые новые виде деятельности, которые могут привести к тому, что Иран будет обогащать уран или перерабатывать плутоний. Однако покуда Соединенные Штаты не вступят в игру со стратегической целью заключить грандиозную сделку,

перебранка между европейцами и иранцами вряд ли приведет к чему-нибудь иному, кроме как временной приостановке секретных усилий Ирана по завершению полномасштабной программы обогащения урана или даже послужит для нее прикрытием.

Нет новым государствам с ядерным оружием. Если только Соединенные Штаты, Китай и Россия резко не изменят своего поведения и не прервут действия Северной Кореи, она вскоре закончит переработку восьми тысяч топливных стержней, что даст ей достаточное количество плутония для шести ядерных бомб. Следуя своим заявлениям о том, что она располагает ядерным оружием, сделанным в феврале 2005 года, Северная Корея может принять решение провести испытание ядерного боезаряда или, как Израиль, может добиться статуса страны с ядерным оружием без демонстрационного испытания. В любом случае она будет продолжать и ускорять свои усилия по ремонту и строительству производственных линий, которые будут выпускать по нескольку бомб в год. Если так пойдет дальше, страна, известная как «магазин ракетных игрушек», станет «магазином ядерных игрушек». Хотя стратегия, заключающаяся в том, чтобы убедить Северную Корею заморозить производство и отступить, многим критикам кажется слишком смелой, альтернатива, заключающаяся в том, чтобы зарыть голову в песок и думать, что все каким-то образом образуется, безответственна.

При нынешнем течении дел, разработка Северной Кореей ядерного оружия и создание производственной линии по выпуску ядерных бомб в этой стране обещает стать самым грандиозным провалом за всю почти 230-летнюю историю американской внешней политики.

По мере того как администрация Буша расставляет приоритеты во внешней политике на второй срок, уместно спросить, какое место там займет то, что президент объявил «единственной самой большой угрозой для национальной безопасности Америки?». Мы можем только надеяться на то, что этот нелепый разрыв между словом и делом в этой области, который существовал во время первой администрации, будет быстро ликвидирован. Если это одна-единственная и крупнейшая опасность, президент должен сделать предотвращение ядерной террористической атаки на американский город абсолютным приоритетом. Во времена «холодной войны» президенты признавали, что предотвращение глобальной ядерной войны является необходимым условием при достижении любой иной цели. Согласно часто цитируемому изречению Рональда Рейгана: «Ядерную войну нельзя выиграть и, следовательно, ее не надо вести». Это создало категорический императив, заключающийся в том, что надо сделать все технически возможное для предотвращения ядерной войны. После того как было потрачено пять триллионов долларов и прошло четыре десятилетия, американская стратегия «холодной войны», которой в равной мере следовали и республиканцы, и демократы, привела к победе в этой войне.

В борьбе с ядерным терроризмом нам нужны похожие целенаправленные обязательства в сочетании с последовательной стратегией и ежедневно проводимыми чрезвычайными мероприятиями.

Новости и материалы
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Офицер ВСУ предрек новый прорыв российских военных на фронте
Психолог назвала пять женских типов, которые отпугивают мужчин
КНДР провела новый пуск ракеты
США ввели санкции против белорусского завода и трех китайских предприятий
Москвичей ждет возвращение теплой весны с начала следующей недели
Во Франции Евросоюз назвали преступной организацией
Директор Успенской прокомментировал информацию о самочувствии певицы
Ученые узнали, что обычный полевой цветок кникус может восстанавливать нервы
В Брянской области сообщают о БПЛА противника
Власти Брянской области сообщили о возгорании объекта инфраструктуры
Женщину спасли от экс-бойфренда после того, как она написала работодателю, что ее похитили
Власти Курской области сообщили, что в небе над регионом сбили два дрона
Хакеры заполучили данные ЦАХАЛ
Завершился ремонт ВПП в аэропорту Владикавказа после удара молнии
Все новости