Вот уж воистину, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Мэром Хабаровска Александром Соколовым, агитировавшем за «Единую Россию», теперь, возможно, займутся правоохранительные органы. Причем, как пишет «Коммерсантъ», по личному указанию главы ЦИК Владимира Чурова и полпреда президента в ДФО Камиля Исхакова. А вина хабаровского градоначальника всего-то в том, что он призвал пополнять ряды «Единой России» глав участковых избиркомов. Но ошибкой, разумеется, был не сам призыв. А то, что, очевидно, жаждавший похвалы от московских гостей Соколов ляпнул при всем честном народе: «Учитывая особую роль «Единой России», мы рекомендовали председателям участковых комиссий вступить в партию».
Владимир Путин и в 1999-м, и в 2003 году непосредственно перед думскими выборами открыто говорил, за какую партию намерен голосовать. Подобные заявления подчеркивали «особую роль» партии власти и ориентировали не только глав избиркомов, но самих избирателей куда более отчетливо, чем рекомендации мэра не самого густонаселенного российского города. Не исключено, что и перед нынешним декабрьским голосованием президент, сейчас демонстрирующий свою политическую «равноудаленность» личными встречами с лидерами разных партий, напомнит гражданам, какую все же организацию предпочитает он сам. Как гражданин, конечно. И этот публичный гражданский выбор главы государства непременно прибавит голосов партии власти. Не только потому, что к единороссам вдруг проникнутся колеблющиеся и сомневающиеся. А потому, что членам все тех же избиркомов в последний раз и с самого верха напомнят, каких результатов от них ждут.
По большому счету, единороссы могли бы и не тратиться на рекламную кампанию и не отвлекаться на предвыборные дебаты.
Тем более что последние при казенном красноречии их лидеров могут принести больше вреда, чем пользы. Одного слова президента вполне довольно, чтобы обеспечить грызловцам победу.
Как волшебный голос Джельсомино разрушал стены, так путинские слова и указы превращают прежде неведомых и серых чиновников в политических звезд.
За последние годы волшебство преображения наблюдалось много раз. И взлет президентского рейтинга Виктора Зубкова даже не с нуля, а с минусовых показателей (до внезапного назначения Зубкова премьером все дружно отправляли его на почетную пенсию в Совет федерации) до 4 % буквально от одного росчерка путинского пера показывает, как крепнет день от дня пигмалионов дар Путина. Рейтинги главных до недавнего времени путинских преемников — Медведева и Иванова — росли не так резво. Хотя, возможно, Зубков их никогда и не догонит. Все будет зависеть от того отведена ли ему, как Фрадкову, чисто техническая роль или Владимир Путин решил лепить очередную «Галатею». Первое же выступление Виктора Зубкова на заседании правительства, где он метал громы и молнии в адрес нерадивых фрадковских подчиненных, склоняет к последней версии. Помимо хорошего продюсера нужен и правильный имидж. Российское население явно предпочитает отважных щелкунчиков плюшевым мишкам. И между грозным и либеральным всегда выберет первое. Даже если и то и другое — лишь видимость. Вот Зубков распекает подчиненных за то, что не дошли деньги на Сахалин, а глянь, на следующий день сообщается что первый транш на остров уже поступил. Стало это следствием премьерских указаний или нет — уже, по большому PR-счету, не важно.
Проблема в том, что пока избиратель сбит с толку. Идея нескольких кремлевских кандидатов в президенты еще ни разу не апробировалась и может оказаться столь же неудачной, как попытка запуска на выборы сразу нескольких поддерживаемых властью партий. Если вместо того, чтобы четко сказать, кого он будет поддерживать на выборах в Думу, Путин вдруг вздумает говорить, что помимо этой, неплоха еще и та партия, да и третья тоже могла бы пригодиться, конституционного большинства единороссам не видать.
Так и на президентских выборах: выдвижение пресловутых пяти кандидатов от одного только Путина приведет к полной дезориентации россиян в политическом пространстве.
Если хитроумная задумка собирающегося сохранить влияние и после своего ухода Путина заключается не в приведении к власти слабо легитимного, избранного небольшим процентом россиян президента (например, во второй тур выходят два кандидата, собравших в первом всего процентов по 15–20, и один из них избирается главой государства, получив столь же невысокую поддержку), то ему уже пора включать обратную программу. И сдувать лишних кандидатов и претендентов.
Наблюдение за процессом сдувания не будет слишком увлекательным, а главное, зрелищным. Для этого даже не обязательно убирать экс-претендента из правительства.
Достаточно перестать показывать его по телевизору и запустить полуофициальный слух, что «в претендентских списках такой-то больше не значится».
Байку немедля растиражируют СМИ, всесторонне прокомментируют эксперты, и о несостоявшемся преемнике забудут даже социологические службы. Операция «Анти-Галатея» пройдет «без шума и пыли».
Отставленных политиков не рекламируют, не правда ли?