Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хоть кого позови

Можно высочайше просить, всеподданнейше надеяться и безнадежно протестовать

Персональный состав зубковского правительства не имеет никакого значения.

Таинственность, которой окружена процедура рекрутинга в новый кабинет министров, явно излишняя. Конкретные имена и фамилии будущих руководителей будущих министерств и ведомств, помимо самих кандидатов на вход или, напротив, на выход, интересуют исключительно профессиональные сообщества: федеральных чиновников, политологов, журналистов, партийных активистов и т.п. Население, судя по последнему опросу Левада-центра, смотрит на жизнь цинично и трезво. Лишь менее четверти россиян полагают, что работа правительства с приходом новых людей улучшится (24%) и станет эффективнее (32%). Абсолютное меньшинство — 14–15% — склонны считать, что в зубковском кабинете будет меньше бюрократизма, неразберихи и волокиты, а также взяточничества и коррупции. При этом традиционный русский вопрос про «шило и мыло» не звучит. Задавать лишние и неуместные вопросы — вообще, не в стиле времени. Можно высочайше просить, всеподданнейше надеяться и безнадежно протестовать.

Единороссы, не способные, несмотря на все свое парламентское большинство, не только влиять на какие-либо правительственные назначения, но хотя бы загодя узнавать о них (обильные комментарии о новом премьере Иванове, которые выдавали члены главной кремлевской партии в часовой промежуток между отставкой Фрадкова и назначением Зубкова, — яркое тому подтверждение), уповают на сохранение кресел своими однопартийцами. Не исключено, что Борис Грызлов, сообщивший, что вице-премьер Жуков, министры Трутнев, Шойгу и Гордеев будут и дальше трудиться в Белом Доме, лично хлопотал за них у Виктора Зубкова. Давние деловые связи (Грызлов был начштаба Зубкова на выборах губернатора Ленобласти в 1999 году) и, по слухам, теплые дружеские отношения между этими двумя питерцами не исключают подобной просьбы.

Но в данном случае личные прошения столь же бессмысленны, как и публичные.

Останется ли всенародно почитаемый чрезвычайный спасатель Шойгу, уйдет ли общенародно проклинаемый социальный защитник Зурабов, вернется ли спустя 10 лет в правительство всероссийский аллерген Чубайс — не зубковской компетенции дело. И, возможно, как Фрадкову, который три с половиной года премьерства расходился в оценках со своим министром финансов, Зубкову тоже придется мириться с не очень симпатичным ему, по уверению некоторых источников, Кудриным. А не с ним, так с любым, кого захочет откомандировать в Белый дом президент.

Безотносительно, на какой срок и с какими целями был востребован на высокий премьерский пост мало кому известный чиновник, что он будет говорить и делать в будущем (39% россиян немедля признали в этом незнакомце путинского преемника), главную текущую задачу — быть послушным исполнителем воли Владимира Путина — он понял правильно. На своем первом заседании старого правительства, адресуясь к людям, для которых оно, возможно, последнее, Зубков очень четко расставил акценты. «Кто посмел поручения президента вот так легко корректировать?» — возмутился новый премьер. Но не в министре транспорта Левитине, манкировавшем святым — наведением порядка в Санкт-Петербургском морском порту, — дело.

Эта по-восточному подобострастная формулировка «кто посмел» определяет принципы работы будущего кабинета лучше всяких президентских посланий.

Конечно, пожилому Зубкову не по возрасту молчалинское «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», но безусловная, слепая, холопская преданность вассала — в мутный переходный период — наиглавнейшее достоинство подчиненных. При отборе прочих членов кабинета это качество наверняка будет учитываться в первую очередь. Кстати, именно появившиеся у Путина сомнения в безоговорочной верности Сергея Иванова, якобы начавшего вести тайные кулуарные встречи с некоторыми влиятельными политико-хозяйственными фигурами, — одна из версий охлаждения его к своему преемнику номер один.

Потерял ли Иванов доверие Путина навсегда, или тот решил подвергнуть его испытанию смирением, но, во всяком случае, долгожданным премьерством его обнесли.

В марте 1998 года по той же самой причине потаенных переговоров и недостаточной лояльности был снят Ельциным с премьерского поста Виктор Черномырдин. История повторяется. И никакого фарса. Только безнадежные призывы «Нам не нужна подлая власть» — с 12-метровой растяжки, вывешенной в день первого зубковского заседания напротив Дома правительства активистами молодежного движения «Оборона».

Новости и материалы
Российские войска взяли под контроль крупнейший укрепрайон ВСУ
Илья Прусикин и Софья Таюрская из группы Little Big ждут первенца
На Украине не успели восстановить все уничтоженные зимой энергообъекты
Ирина Шейк в бомбере российского бренда произвела фурор в Нью-Йорке
Военный эксперт высказался о значении потери ВСУ эшелона с оружием
Ученые выявили клетки, восстанавливающие повреждения печени
Стала известна дата проведения матча «Балтика» — «Спартак» в Кубке России
На Украине связали проблемы ВСУ на фронте с решением по Залужному
11-летняя звезда «Папиных дочек» купила автомобиль за несколько миллионов рублей
Британский военный эксперт заявил, что Зеленский срочно собрал генштаб
В Германии атаковали еще двух политиков
Шольц прокомментировал нападение на евродепутата Экке
Загитова показала, как подросла ее собака
Назван новый ранний маркер болезни Альцгеймера
В аэропорту Кишинева задержали помощника украинского депутата
Эстония выразила солидарность с позицией Франции по Украине
Российская гимнастка сделала селфи в ярком макияже
На Украине объяснили объявление Зеленского в розыск
Все новости