На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Вспомнившие о драконе

Те, кто относит себя к либералам, оказались неубедительны

Либералы не просто потеряли молодежь, но сами настроили ее против себя.

Андрей Колесников в изящной и грустной, почти как японские стихи, статье «Дети путинского большинства» посетовал на то, что новое поколение оказалось упущенным той генерацией людей, которых в нашей стране принято называть либералами. Опираясь на данные «Левада-центра», Колесников с печалью отмечает, что эта молодежь, которой предстоит стать управленческой элитой страны, дает высокую оценку Сталину, не любит Америку, проявляет склонность к национализму, большой процент в ее среде негативно относится к грузинам – и вообще, поражена фантомными болями по поводу утраты великой империи. Cтатья достаточно точна – и, в общем-то, вызывает понимание и сочувствие. Действительно обидно – пятнадцать-двадцать лет бороться против определенного образа мысли, определенной идеологии и определенных жизненных представлений, победить – и выяснить, что растоптанный лес поднимается свежими побегами, что если тебе что-либо и удалось, то это сделать эти побеги менее привлекательными, чем они были тогда, когда ты их начал топтать. Cтатья Колесникова в позитивистском плане, в плане фиксации фактического положения вещей вполне точно отражает объективную реальность: сегодняшняя молодежь в массе негативно оценивает то, что любили и любят «либералы» (например, Америку) и благосклонна к тому, что чуждо активистам «разрушения советского тоталитаризма» (например, к Сталину и Путину).

Есть только два аспекта, два среза в статье, вызывающие определенные возражения. Описание фактического положения вещей изначально перенасыщено как скрытыми оценками, так и определенной изначально афишируемой уверенностью в том, что если эта молодежь думает иначе, нежели те, кто называет себя либералами, то она заведомо неправа.

«Российская молодежь, сидевшая на игле кремлевской пропаганды и кокаине голубого экрана все неполные восемь последних лет, восприняла идеалы антизападничества и сталинизма, стала носителем фантомной боли нации по утраченной империи».

Кто сказал, что она «сидела на игле кремлевской пропаганды?» Да она в большей степени вообще не смотрела телевизор и не слушала никакую пропаганду… Кто сказал, с одной стороны, что она «восприняла идеалы антизападничества», а с другой – а почему она обязательно должна была воспринять идеалы поклонения Западу? У нас плюрализм? Плюрализм. Есть одна точка зрения – есть другая. Люди направления Колесникова – выбрали одну, молодежь, о которой он пишет – другую. Что делать – свобода выбора.

Значит те, кто относит себя к либералам – оказались неубедительны. Значит, либо они не правы и жизнь опровергла их точку зрения – либо они были правы, но недостаточно талантливы в ее изложении.

Позиция Колесникова вызывает возражение, в первую очередь тем, что она отходит от избранного «либерального жанра», по определению допускающего возможность правоты оппонента – а Колесников изначально, по определению ее не допускает. Он оперирует не столько фактами – сколько оценками, не столько доводами «разума и свободы», сколько доводами определенной «традиции (протолиберальной) и порядка (протодемократического)». Он пишет о «фантомной боли по империи» - и в словах его изначально, как в общем строе фраз и последовательности положений – осуждение этой боли. Чем доказано, что «боль по империи» - это плохо? C последовательно либеральной точки зрения –– тоска по империи имеет право на существование.

С точки зрения Андрея Колесникова причина того, что общество любит Сталина и Путина и не любит либералов – «игла кремлевской пропаганды и кокаин голубого экрана».Увы, это неправда. Общество не любит «либералов» и «демократию» не потому что власть, подчинив себе СМИ, стала вести «просоветскую пропаганду», а наоборот:

власть изменила свой образ и стала вести «советскоподобную пропаганду потому, что общество перестало любить «либералов и потянулось к ностальгии по Сталину.

Молодежь не любит Америку, положительно оценивает Сталина, ностальгирует по СССР и доверят Путину – не потому, что отравилась «кремлевским кокаином». Они стали такими до этого, а «Кремль» - лишь подстроился под эти настроения. Это было видно уже по опросам 2001 года. И, наконец, вытекающий из этого еще один момент возражения Андрею Колесникову. Отмечая все те факты о которых он говорит, он с горечью оканчивает свою статью словами «Не уберегли…» Он удивлен тем, что это произошло. Он все еще думает, что это могло не произойти… Не могло. Было предсказано. И не «тоталитаристами» и «сталинистами». Марком Захаровым в фильме «Убить дракона». Фильм именно этим и заканчивается: уходя из «освобожденного» города Ланселот встречает Человека-похожего-на-Дракона. Который запускает воздушного змея с тремя головами. За которым радостно бегут дети – дети тех, кого Ланселот «освобождал от Дракона»… Этот фильм был создан в конце 80-х годов. Либералы», тогда носившие имя «демократов» строили свое противостояние с системой на факторах десакрализации и разрушения. Они говорили – вот разрушим «тоталитаризм», вот перейдем к рынку – и все само встанет на свои места. Их представление о свободе – а они клялись в верности этой ценности – носило исключительно негативный характер: «свободы от» - от всего. От общественных норм, от ценностей, от запретов.

Причем они одновременно пытались внедрить два антагонистических начала: неприятие насилия и культ силы.

Их разрушительный и обличительный пафос в адрес старой системы основывался на обвинении ее в стремлении решать все вопросы путем использования силы. Но их «созидательный» пафос ограничивался одним – «вот приедет Рынок, Рынок всех рассудит». То есть, апелляцией к саморегуляции – в которой верх всегда одерживает более сильный.

Они внушали недоверие к государству – и одновременно культивировали не ограниченную им частную силу.

Они третировали справедливость, как принцип богадельни – и одновременно культивировали «право более крутого». То есть, они с одной стороны внушали – тем же детям: «Все кругом … фекалии! Ваша страна … фекалии! Ваша история … фекалии!» И одновременно говорили: «Жить надо как на Западе! Глядите, какие цивилизованные страны! Гладите, как стойко они борются за демократию во всем мире! Вот США – заглядишься!». С одной стороны обществу и ее младшим возрастным группам внушали комплекс неполноценности; с другой – звали учиться у успешных и «крутых».

Но внушая комплекс неполноценности – внушали и стремление к реваншу. А внушая поклонение «Крутым» - внушали представление о пути, на котором ревашна можно было добиться.

Люди – в том числе и младшие группы, не хотели так жить. Они хотели, чтобы никто не смел называть их фекалиями, и хотели иметь силу, для того, чтобы суметь каждому ответить на оскорбление. И искали образцы, в том числе и исторические, для подражания. А когда в истории страны народу постоянно говорили о его величии? А когда страна демонстрировала всему миру, что может стирать с лица земли любую силу, посмевшую посягнуть на ее величие и независимость? Если рынок – это власть сильного, если надо уметь быть «крутым» - кто тут у нас в обозримом прошлом был самым крытым из правителей?

И кто-то удивляется, что в обществе доминируют положительные оценки Сталина?

Рейтинг Сталина в социологических опросах полез вверх не с разгромом НТВ: он лез вверх всю вторую половину 90-х гг. А поскольку люди, называющие себя либералами громко славили расчленение СССР и борьбу против него США демонстративно не обращая внимания на то, что 60 % о СССР сожалеет – они сами сделали из Америки врага для определенных групп населения.

Большевики, делая свою революцию и низвергая старые мифы и старых кумиров – одновременно создавали своих героев и своих кумиров. Так называемое «антитоталитарное сознание» разрушало героизм, как категорию. Оно не предлагало образы и образцы для подражания. А молодости нужен романтизм, нужны герои. Ну, не тянет на роль героя поколения ни Сахаров, ни Новодворская. Тем более, что на экранах усиленно показывали героев американских боевиков. Ущемленное и травмированное «либералами» отечественное сознание искало образцы для подражания – и, увидело их на обочине, куда их сбросили победители начала 90-х.

Лучший способ сделать человека сильным и агрессивным – постоянно твердить ему, что он слабый и ничтожный. Если в нем не вытравляется до остатка человеческое начало – он идет качать мускулатуру и ломать челюсть тому, кто надоел ему своими оскорблениями. Люди, называвшие себя либералами и демократами демонстрировали постоянное и настойчивое неуважение и презрение к мнению тех, кто с ними не был согласен – то есть, они, с одной стороны не понимали, что их пропаганда производит обратное воздействие, с другой – раздражали окружающих, с третьей – демонстрировали, что либералами их собственно называть не стоит.

Они слышали только себя. Они говорили не то, что готово было услышать и хотело услышать общество – а то, что им самим было интересно. Они считали свою правоту абсолютной. Общество отвернулось от них и пошло другой дорогой.

Большой опрос, проведенный еще в 2001 году РНИИСиНП показал, что младшие возрастные категории куда резче и негативнее, чем даже пенсионеры, относятся к таким явлениям жизни, как глубокое расслоение на имущих и неимущих, утрата страной авторитета на международной арене И, что совсем интересно – развал наукоемких отраслей промышленности.

Исследователи тогда сделали вывод: «Полученные данные показывают, что значительную часть активных и дееспособных российских граждан волнуют те же проблемы, что и другие группы населения. Это дает основания рассчитывать, что в российском обществе есть возможности формирования широкого общественного консенсуса, и, в перспективе, преодоления тех проблем, с которыми сталкивалась Россия в течение последних десяти лет.»

Нынешняя властная пропаганда – не творец настроений общества. Она их отражение. Она то средство, которым власть пытается показать обществу, что она – своя.

И трагедия людей, называвших себя либералами – не в том, что они не смогли «уберечь» молодые группы от «властной пропаганды» - они сами создали те настроения молодежи, которым сегодня удивляются.

Автор — профессор Международного независимого эколого-политологического университета

Новости и материалы
Зеленский не знаком с поправками к мирному плану из-за страха прослушки
В Геленджике и Новороссийске прозвучали сирены
В США оценили план НАТО OPLAN DEU по войне с Россией
Жителей российского города предупредили о возможных проблемах с мобильным интернетом
В США нашли следы древних собак, переживших мощное извержение вулкана
КДК РФС рассмотрит расистский скандал в матче «Краснодар» — ЦСКА
В Европе «вскипели от злости» из-за новой стратегии нацбезопасности США
Названа страна, в которой Европа ищет опору на фоне успехов ВС России
Страны Африки отправили войска в Бенин после попытки переворота
Сотрудница московского спа-салона родила недоношенного ребенка на рабочем месте
В Подмосковье суд арестовал иностранцев по делу о подготовке теракта
Во Франции выступили против изъятия активов РФ из частных банков
Женщине грозит 50 лет тюрьмы за кражу шести бутылок вина во время отпуска
Эвакуированы еще четыре члена экипажа танкера, терпящего бедствие у берегов Болгарии
Водянова призналась, что у нее было тяжелое детство: «Я очень уставала»
Евгений Стеблов рассказал о своем состоянии после операции
Американка держала приемную дочь-инвалида в собачьей будке, пока сосед не спас ее
Орбан заявил, что Евросоюз планирует начать войну с Россией в 2030 году
Все новости