Естественное стремление любого чиновника расширить свои полномочия явление не новое и, как говорится, в литературе описанное — в частности, Сирилом Норкотом Паркинсоном. Стремление это ограничивается, как правило, рамками ведомственных функций, соответствующих уровню должности. Однако в последние времена отмечены попытки чиновников выйти за этот круг и действовать на полях, к их ведомствам касательства не имеющих. Например, активный прокурорский (теперь уже бывший) деятель г-н Колесников очень любил принимать на себя функции суда и определять виновного самостоятельно, без всякой на то предусмотренной законом процедуры. Теперь поиски новых возможностей выводят чиновников в прямом смысле на международный уровень. А поскольку эти никем не назначенные шерпы являются все же по должности государственными служащими, получается, что произносимое ими за границей говорится от имени российского государства.
В результате миру очень трудно понять, кого из российских чиновников слушать и почему они говорят о том, что никак не связано с их прямыми обязанностями.
Нынешний первый вице-премьер Сергей Иванов и сейчас, и в бытность министром обороны постоянно делал заявления, которые по общепринятой внешнеполитической логике могут делать только главы государств и представители МИДа. Другой чиновник, активно превышающий должностные полномочия и вторгающийся в глобальные проблемы за пределами своей компетенции, — заместитель главы Росприроднадзора, сугубо технического, контрольного, а не «идеологического» ведомства, Олег Митволь. Он совершил странный визит в США, в ходе которого встречался с американскими чиновниками и бизнесменами и призывал их вкладываться в российскую экономику. При этом, по оценке СМИ, призывал в таких выражениях, что скорее всех напугал, нежели вдохновил.
Но основная проблема все же не столько в результатах (истинных целей активности г-на Митволя сразу определить не удается почти никогда), сколько в соотнесении должностных полномочий и реальных действий.
Даже подготовка визита чиновника, не имеющего по основной работе никакого отношения к иностранным инвестициям (разве что в части отъема лицензий за экологические нарушения у неугодных российской власти инвесторов), выглядела очень загадочно. О решении Олега Митволя посетить США и встретиться с крупными американскими инвестиционными фондами Минприроды сообщило в конце августа. И утверждало, что визит пройдет по приглашению самих американских инвесторов. Однако затем выяснилось, что приглашения американским инвестфондам встретиться с г-ном Митволем рассылал российский Альфа-банк. В результате непонятно, был ли этот визит официальным (тогда госслужащий Митволь выражал точку зрения государства) или частным (в таком случае гражданин Митволь выражал свою личную точку зрения).
Загадочно выглядит и полный состав делегации: помимо г-на Митволя в ее состав вошел глава департамента международного сотрудничества Минприроды Игорь Майданов (он хотя бы формально курирует международные связи) и… руководитель пресс-службы министерства Ринат Гизатулин. Видимо, для пиара. В такой ситуации, если российская власть заранее сводит (и, возможно, не без оснований) реальный и потенциальный интерес американского капитала исключительно к нашим недрам, которыми занимается Минприроды, логичнее было бы отправить в Штаты на встречи с инвесторами министра Юрия Трутнева, а не пусть и скандально известного, но не имеющего прямого отношения к обсуждаемым проблемам Олега Митволя.
По информации Минприроды, чиновники встречались с представителями глобальных инвестфондов, в частности с Fidelity, Legg Mason, Julius Baer Investments, Capital Research, Old Lane, Newgate, Black River, Red Star, MCI, American Century, State Street, UBS, Wells Capital Management.
Конечно, с определенной точки зрения инвестфондам было интересно послушать человека, по заданию Кремля в 2006 году атаковавшего иностранных участников крупнейшего российского нефтегазового проекта «Сахалин-2».
Тогда г-н Митволь обвинял его участников в экологических нарушениях с нанесением ущерба природе на астрономическую сумму в $30 млрд.
В конце 2006 года оператор проекта компания «Шелл» продала контрольную долю в проекте «Газпрому», и разговоры об экологических нарушениях тут же чудесным образом прекратились.
На встречах с американскими инвесторами г-н Митволь был весьма резок. В частности, на одной из встреч российский чиновник, как его цитирует Bloomberg, заявил, что «дни банановой республики» в России «подошли к концу», а «Шелл» пострадала от собственной надменности», поскольку вовремя «не смогла осознать происшедшие изменения». В результате аналитики UBS написали, что «встреча (с Олегом Митволем — ред.) может иметь негативный эффект с точки зрения привлекательности рынка для иностранных инвесторов, вкладывающих средства в нефтегазовый рынок России (включая независимые и крупные компании)». А один из участников встреч сказал, что после общения с г-ном Митволем он сделал вывод: перспективы развития той или иной иностранной компании в России напрямую связаны с ее отношениями с государством, но предугадать, как они сложатся в каждом конкретном случае, почти невозможно.
Проблема даже не в том, что г-н Митволь напугал инвесторов. Крупный бизнес достаточно циничен и закладывается на политические риски в желании получить сверхприбыль, если есть хотя бы минимальные шансы реализовать это желание. Просто, когда невозможно понять, кто из чиновников говорит от имени государства, а кто просто занимается самопиаром для внутренних целей, почему эти чиновники порой говорят взаимоисключающие вещи, это и есть «банановая республика», об исчезновении которой говорил в США российский чиновник.
То есть страна, где инвестиционный климат определяется не законами и здравым смыслом, а запутанной системой личных отношений внутри правящей элиты.
Так что Олег Митволь, взявший на себя обязанности шерпы, фактически еще раз продемонстрировал зарубежным инвесторам, что, несмотря на постоянные разговоры о долгосрочной российской стабильности (вел их в США и наш визитер),
любая иностранная компания может быть выброшена с российского рынка под любым предлогом в любой момент.
А в роли «инквизитора» может выступить самый непредсказуемый госчиновник — от защитника экологии до санитарного инспектора.