Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремль сдал энергетику

Поражение терпит не Россия, а всего лишь стратегия, избранная нынешними властями

Избранная властями модель энергетической политики никуда не годится, и ее нужно менять.

В последние месяцы Кремль потерпел ряд неприятных поражений на международных энергетических рынках. Хотя российские СМИ старались не подчеркивать эти события и тем более не объединять их в общую тенденцию (сегодня у нас принято говорить только о хорошем), тем не менее внешняя энергетическая доктрина России дает явные трещины.
Во-первых, не складываются отношения в области поставок газа с новым руководством Туркменистана. Подписанный с помпой в мае 2007 меморандум о намерениях по строительству Прикаспийского газопровода пока не получил продолжения. Никакого конкретного соглашения между правительствами, которое в соответствии с меморандумом планировалось подписать к 1 сентября, нет и в помине. Нет и гарантий поставок туркменского газа в Россию после декабря 2009 года (срок окончания ныне действующего контракта). При этом лето 2007 года ознаменовалось явным прогрессом в реализации проекта крупного альтернативного газопровода из Туркмении, который должен пойти в Китай. В июле Гурбангулы Бердымухаммедов обсуждал строительство газопровода в Пекине, а в конце августа в Туркменистане был сварен первый символический стык газопровода в присутствии заместителя председателя Госкомитета по делам развития и реформ КНР Чэнь Дэмина. Хотя практического толку от этой пиар-сварки пока немного, тем не менее в туркменско-китайских газовых отношениях есть явная динамика, резко контрастирующая с полным штилем в отношениях с Россией.
Туркменский президент в течение лета вообще провел успешную кампанию по продвижению альтернативных газопроводных проектов, обсуждая их в ходе саммитов с лидерами Китая, Ирана, Афганистана, вскоре он собирается в Европу и США. Если строительство, например, туркменско-китайского газопровода пойдет активно, это способно не только лишить Москву значительных объемов туркменского газа, но и похоронить идею строительства трубопровода из России в Китай.

Во-вторых, впервые нависла серьезная угроза над экспансией «Газпрома» на европейском энергетическом рынке. Пару недель назад достоянием общественности стали планы Европейской комиссии ввести ограничения на инвестиции в европейскую энергетическую инфраструктуру для государственных компаний, представляющих страны, где действуют ограничения для инвестиций европейских компаний в энергетике. Предложение разумное и давно обсуждавшееся, его цель — защита конкуренции на европейском энергетическом рынке, предотвращение его монополизации.

Похоже, Европа наконец нащупала слабое место «Газпрома».

Если такие меры будут приняты, энергетические отношения Европы и России рискуют «зависнуть» в форме оптовых поставок энергоресурсов на условиях франко-граница и по масштабной экспансии «Газпрома» на европейский рынок будет нанесен серьезный удар.

Дальше, в ходе визита президента Путина в Австралию на саммит АТЭС на прошлой неделе было подписано соглашение о поставке около 4 тыс. тонн австралийского урана в Россию. Событие, которые некоторые СМИ умудрились подать как очередную «победу» России, на самом деле подчеркивает нашу глубокую зависимость от импорта урана: производя лишь чуть более 3 тыс. тонн урана в год (и не имея возможностей серьезно нарастить его добычу), Россия нуждается почти в 20 тыс. тонн ежегодно, в т. ч. примерно в 5 тыс. тонн — для собственных потребностей (с учетом транспортных реакторов), в остальных объемах — для экспорта. (Вообще-то, в условиях столь серьезной зависимости от импорта урана намерение развивать атомную энергетику, сокращая потребление газа, крупнейшими запасами которого располагает Россия, выглядит более чем странно.) Австралийская сделка, по-видимому, призвана захеджировать риски сокращения поставок в Россию урана из Казахстана, основного нашего поставщика на сегодня.

Очередная плохая новость в том, что эта возможность стала реальной: в августе 2007 года казахский атомный концерн «Казатомпром» приобрел 10% акций американского производителя атомных реакторов Westinghouse, главного конкурента вновь созданного российского «Атомпрома». Сделка приведет не только к формированию стратегического партнерства между «Казатомпромом» и Westinghouse, но и, в перспективе, к развертыванию в Казахстане производства ядерного топлива для западного типа реакторов и переориентации его экспорта на рынки США, Европы и Азии, что угрожает оставить Россию без казахстанского урана. Поэтому мы вынуждены идти с протянутой рукой за поставками урана к Австралии, которая, между прочим, является военным союзником США. Все эти события складываются в очевидную цепочку.

Даже будучи богатой ресурсами и располагая монополией на транзит центральноазиатских энергоносителей на мировые рынки, доставшейся в наследство от СССР, Россия все равно не в состоянии завоевать и удержать монопольные позиции на мировом энергетическом рынке.

Наши, казалось бы, ближайшие «геополитические партнеры» — Китай и Казахстан — активно занимаются реализацией проектов, призванных составить альтернативу России. Даже важнейшие на сегодня партнеры Кремля в Европе — скажем, итальянская ENI, французская Total, германская E.oN-Ruhrgas или австрийская OMV — вовсю участвуют в энергетических проектах, альтернативных российским энергетическим поставкам и продвигаемым Россией транспортным маршрутам. ENI реализует проект строительства нефтепровода Самсун — Джейхан по территории Турции, конкурирующего с поддерживаемым Кремлем нефтепроводом Бургас — Александруполис, Total и E.oN-Ruhrgas — терминал по приему СПГ в Хорватии, OMV — вызывающий стойкую аллергию газопровод Nabucco.

Поражение терпит не Россия, а всего лишь стратегия, избранная нынешними властями.

Попытка построить международную энергетическую политику на неравных условиях игры, узурпации монопольного положения, монополизации рынка и минимизации конкуренции заведомо лишена шансов на успех. Хотя Кремль отчаянно пытается сформировать видимость успеха за счет разного рода тактических блицкригов (того же соглашения о Прикаспийском газопроводе, не подкрепленного реальными гарантиями поставок газа), в долгосрочном плане у избранной им линии нет перспектив.

Международный рынок энергоресурсов, несмотря на по-прежнему сильное влияние геополитики, все же чрезвычайно открыт, и все стороны здесь неизбежно будут стремиться к диверсификации рисков, источников поставок и транзитных маршрутов.
Примитивная оборона транзитной монополии на экспорт центральноазиатских энергетических ресурсов, отказ России ратифицировать договор к Энергетической хартии, препятствия расширению Каспийского трубопроводного консорциума, разрыв 10-летнего договора с казахстанским «Казмунайгазом» на транспортировку нефти на Мажейкяйский НПЗ в Литве привели лишь к ускоренной работе над альтернативными трубопроводными решениями. Как видно, находится управа на «Газпром» и у евробюрократии. Ставка на протекционизм в отношении и доступа к нашим нефтегазовых ресурсам и «назначенных» национальных чемпионов — неповоротливых госкомпаний вроде «Газпрома», которые только и умеют, что бегать к государству за политической поддержкой и налоговыми льготами, — ведет к возведению вполне реальных инвестиционных барьеров для этих компаний.

Проблемы России могут быстро исчезнуть, превратившись в возможности, если нынешняя монопольно-имперская линия в международной энергетической политике сменится на открытую политику либерального типа.

Если мы откроем доступ центральноазиатским ресурсам в Европу через наши трубопроводы, более эффективного пути транспорта этих ресурсов на рынок не найти — альтернативные трубопроводы получат мощный удар в спину. Новые правила Евросоюза, ограничивающие инвестиции в энергетическую инфраструктуру, если они будут приняты, не будут распространяться на частные российские энергетические компании, не связанные с государством (еще несколько лет назад «ЛУКойл» и ЮКОС спокойно покупали активы в Европе). Если Россия снимет сегодняшние барьеры для иностранных инвестиций в наш нефтегазовый сектор, это приведет к резкому ускорению разработки наших собственных нефтегазовых месторождений, освоение которых десятилетиями откладывается из-за неэффективности наших «назначенных чемпионов».

Почему-то многие в России решили, что национальные интересы лежат лишь в плоскости государственного монополизма и удовлетворения имперских амбиций.

Между тем политика совершенно иного типа, основанная на открытости и игре по правилам, может принести России гораздо больше выгод.
Автор — президент Института энергетической политики.

Новости и материалы
Стало известно, где чаще всего россияне покупают жилье за рубежом
Волонтеры из Сибири рассказали, что люди спасли медвежонка, приняв его за щенка
Директор Носкова рассказал о планах на концерты артиста после госпитализации
Путин поздравил кабмин с наступающим Днем Победы
В списке президентов, которые посетят парад Победы, появился новый гость
Пункт переработки древесины загорелся в Иркутской области
Сестра Фриске продает кафе на Шри-Ланке
Землетрясение магнитудой 5,1 произошло на Чукотке
В Петербурге вынесен приговор по уголовному делу о теракте на ж/д
Путин заявил, что Россию «водили за нос» на Западе
Над Белгородской областью уничтожены несколько беспилотников
В ЕС Telegram назвали онлайн-приютом для дилеров и экстремистов
В МИД РФ объяснили вызов посла Британии
Китай заявил о готовности работать над разрешением конфликта на Украине
Черчесов назвал самую большую сумму, на которую он штрафовал футболиста
Путин сообщил, что оппоненты РФ совершали попытки развалить страну изнутри
Американский генерал заявил, что без Крыма у Украины нет будущего
«Будет необычный ход»: политолог о поиске альтернативы Зеленскому
Все новости