На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Невыученный урок

У путинского Кремля нет союзников – у него есть либо восторженные поклонники, либо враги

Неумение политиков разговаривать с оппонентами — прямая дорога к дефолту.

Август 1998 года, прежде всего, ассоциируется с существенными экономическими неурядицами, вызвавшими к жизни серьезный политический кризис. Считается также, что поучительный урок, данный российской экономике в 1998 году, пошел впрок, отсюда и в целом здравая экономическая политика следующих за «дефолтом» лет. Однако есть и другая точка зрения на те события, согласно которой экономические проблемы, вылившиеся в события августа 1998 года, стали следствием системного политического кризиса, урок из которого извлечен не был. В отличие от других стран Восточной Европы масштабные политические и социально-экономические преобразования стали не общенациональной задачей, а вопросом группы администраторов, чиновников, экспертов и какой-никакой вертикали власти.

Решения продавливались, однако эффективность этого приема неуклонно снижалась.

Прежде всего, потому что ресурсами для силовой политики власть не располагала. Государство было сильно государством — в иной ситуации этого могло и хватить, однако, к тому же еще совершенно не было денег. Отказ от диалога приходилось компенсировать бесчисленным количеством ситуативных компромиссов — «дать денег, чтобы не морочили голову». Тратить приходилось все больше и больше, а сократить расходы не было никакой возможности. Любая попытка навести порядок в финансах била по той или иной группе интересов, что автоматически вело к усилению давления на власть и ее институты. Приходилось одалживать — так и возникла т.н. «пирамида ГКО-ОФЗ». И не то чтобы ответственные лица в правительстве, администрации президента и Центральном банке не понимали опасности происходящего — просто возможностей исправить ситуацию было не слишком много. Адекватные меры требовали адекватной политической опоры, а ее не было. К середине 90-х годов Борис Ельцин и его команда не могли рассчитывать ни на широкую общественную поддержку, ни на влиятельные политические структуры. Однако при этом правящая команда практически исключала для себя саму возможность диалога с политическими оппонентами. В 1997 году предложение Ельцина о проведении круглого стола с оппозицией было воспринято, как сенсация, хотя что уж такого невероятного в обсуждении насущных вопросов представителями различных политических сил. Однако тогда в чести была формула «кто не с нами, тот против нас».

К августу 1998 года было очевидно, что продолжение прежнего курса невозможно. Не нужно иллюзий — если бы не было 17 августа 1998 года, то случилось бы какое-нибудь сентября. И попытка вернуть на пост премьер-министра Виктора Черномырдина провалилась бы несколькими неделями позже. Сюжет был уже написан, роли распределены. Тогда же происходящее называли политическим дефолтом: продавить свой курс сил уже не было никаких, а договариваться никто не умел, учиться пришлось на ходу.

Власть оказалась в вакууме, и платить за компромисс пришлось гораздо больше, чем предполагалось изначально.

Сегодня ситуация выглядит совершенно иначе. И с общественной поддержкой, и с лояльными политическими структурами у Кремля, а оппоненты серьезной угрозы курсу не составляют. В отличие от Бориса Ельцина Владимир Путин не просто сохранил свой рейтинг, но и приумножил его. Устойчивость власти делает излишним не только диалог с оппонентами, но и в принципе упраздняет необходимость диалога. Современная власть не помнит, что ее сила рождалась в начале первого путинского срока, когда Кремль был вынужден договариваться и искать союзников, укрепляться за счет компромиссов и объединять силы со вчерашними злейшими врагами.

Сегодня диалог как политический инструмент сдан в запасник, и трудно сказать, помнят ли сегодня в Кремле, как это — договариваться с кем-то внутри страны.

У путинского Кремля нет союзников — у него есть либо восторженные поклонники, либо враги. Правило «кто не с нами, тот против нас» действует по прежнему, просто «наших» намного больше. Но и тратить приходится все больше. О дефолте говорить пока рано, он именно что за горами, а они ходить не умеют. Только вот Магомет идет к ним слишком быстрыми шагами.

Новости и материалы
Солистка Большого театра показала фото со своей свадьбы
Кристина Асмус показала фигуру в топе и облегающей юбке
В Литве объявлен режим ЧС
Госдолг России в 2025 году увеличился
В Южной Корее в результате пожара на электростанции пострадали люди
Умер итальянский певец Сандро Джакоббе
Фанат из Бенина назвал своего сына в честь российского футбольного клуба
Звезда «Холопа» впервые вышла на красную дорожку с дочерью
На космодроме Восточный ввели в эксплуатацию стартовый стол для «Ангары»
США могут выйти из НАТО и сблизиться с Россией
Бывшего мэра Иваново задержали
Бузова назвала главную проблему молодых артистов
Кайли Дженнер в откровенном платье снялась в объятиях Тимоти Шаламе
В Челябинске жених украл у будущей тещи драгоценности и сдал в ломбард
В России обвинили ЕС и Британию в нежелании установить мир на Украине
ВМС Таиланда начали вытеснять камбоджийских военных из провинции Трат
Стало известно, сколько россиян отправили обращения на прямую линию Путина
Российские войска взяли под контроль участок административной границы ЛНР
Все новости