В последние месяцы и даже недели в отношениях с губернаторами Владимир Путин явно перешел некий Рубикон. В нынешнем году уже 7 регионов поменяли своих руководителей, поменяли довольно жестко и знаково. За первое полугодие 2007 года слетели со своих постов почти столько же глав регионов, сколько за все предыдущие два года действия новой системы назначения губернаторов. Скоро — кто до думских выборов, а кто и после — еще несколько региональных руководителей, наверное, также лишатся работы. Шорт-лист потенциальных отставников не секретен. Весь он в сводках региональной активности прокуратуры, а также в географии иных местных скандалов: Ставрополь, Архангельск, Рязань, Хакассия, Воронеж, Пермь, Самара, Карачаево-Черкесия, Чита, Карелия. Далее не везде, но все чаще и проще. Конечно, ситуация, по крайней мере пока, не описывается схемой «с утра встал, выпил чаю, поменял главу региона», однако же и былого «священного трепета», неудобства и опасений по поводу дестабилизации ситуации в связи с уходом региональных политических тяжеловесов уже не наблюдается.
Внутренняя психологическая и политическая подготовка Кремля к тотальной инвентаризации и санации губернаторского корпуса шла давно, и видеть в нынешней череде отставок некий непросчитанный порыв не приходится.
Практика назначения в регионы «варягов» уже отработана, и если сначала в такие командировки отправлялись опытные региональные управленцы типа Валерия Шанцева, то потом стало ясно, что можно перебрасывать на регионы и не такие харизматичные фигуры, а также довольно быстро выращивать новые кадры для губернаторских должностей. Доказательством тому, например, новый камчатский руководитель и выходец из Санкт-Петербурга Алексей Кузьмицкий, переехавший из Казани в Амурскую область Николай Колесов, ну и, наконец, «профессиональный заместитель министра» и новый губернатор Новгородской области Сергей Митин. Ставший президентом Бурятии бывший вице-губернатор Томской области Вячеслав Наговицын, в свою очередь, продемонстрировал, что в отношении республик даже с сильными национальными элитами такие сценарий тоже возможны.
Конечно, нынешняя волна как отставок, так и переназначений в губернаторском корпусе имеет отношение и к предвыборным интересам Кремля, и в ряде случаев к региональной политике в исполнении крупнейших госкорпораций. Да, «ненадежные» главы регионов довольно активно меняются на выдвиженцев новой волны. Но одновременно многие сильные региональные лидеры, срок полномочий которых должен был закончиться не только в этом году, но и за пределами путинского правления, стремительно решают вопрос переназначения с нынешним главой государства. Путин получает и от новичков, и от «доверившихся старичков-тяжеловесов» гарантии личной лояльности на будущее и согласие на ту формулу и фигуру преемственности власти, которую он выдвинет. При этом все эти лояльные Путину региональные руководители являются членами Госсовета, который может, в случае чего, пригодиться ему потом как площадка для корректировки ситуации в стране, если вдруг дела преемника или с преемником пойдут не так.
Сами региональные лидеры приобретают решение своего вопроса «до смутных времен» и лейбл «путинского губернатора», которого в будущем, возможно, будет сложнее снять.
Экономические интересы как региональных лидеров, так и федеральных групп интересов в большинстве случаев урегулируются ко взаимному удовлетворению, но с известным приоритетом «общегосударственных интересов» и большей открытости регионов для спокойной работы в них госкорпораций и федеральных ФПГ.
«Единая Россия» также получает дополнительные гарантии хорошей работы губернаторов-паровозов на предстоящих выборах, что для завоевания парламентского большинства крайне важно. Всего пять крупных регионов во главе с сильными и близкими к единороссам губернаторами: Москва, Татарстан, Московская область, Дагестан, Краснодарский край — спокойно дадут партии от 5 до 5,5 миллионов голосов на будущих выборах. А с учетом того, что на избирательные участки по стране в целом, скорее всего, придет порядка 50 миллионов человек, одного этого уже хватит «Единой России», чтобы иметь хороший задел. Все остальные еще будут бороться за избирательный 7% барьер, а «медведям» хватит считанных регионов, чтобы перескочить планку в 10–12%. Однако же все эти взаимные приятности и логика взаимоотношений между Кремлем и регионами имеют отношение к текущей российской политике и к отдельным ее фигурам.
В стратегическом плане перед региональными элитами все более отчетливо маячит менее завидная перспектива. Первые признаки момента истины уже не за горами, а буквально перед носом. Уже через две недели, 1 сентября, губернаторы начнут отчитываться перед президентом страны и его администрацией, пока что за 2006 год, по недавно утвержденной Владимиром Путиным системе оценки эффективности региональной власти.
Среди путинских 43 критериев эффективности и четырех десятков дополнительных показателей нет ничего про заслуги перед отечеством, электоральный ресурс региональных лидеров, устойчивость региональных политических режимов, политическую лояльность и стабильность.
Но есть скрупулезные расчеты региональных ВРП, уровня зарплат, объемов инвестиций, показателей безработицы, образования и здоровья населения, а также, например, численности жителей региона, систематически занимающихся физической культурой и спортом и количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек. Помимо этого, ряд критериев эффективности имеют социологический характер и призваны отражать уровень удовлетворенности граждан их региональными руководителями, будь то в области медицинской помощи и образования или в плане информационной открытости местной власти.
Возникновение негативной динамики или «ненормативного характера» тех или иных показателей или же легко обнаруживаемые признаки неудовлетворенности населения теми или иными аспектами повседневной жизни могут изрядно и очень быстро влиять на процесс утраты президентом доверия к тем или иным региональным руководителям, причем без всякой возможности ссылки на субъективность. Какая такая субъективность, если методика оценки эффективности работы губернаторов представляет собой 35 страниц тщательных расчетов и математических формул. Новая система оценки работы не позволяет почивать на лаврах и губернаторам из числа «передовиков производства».
Ведь «дорогой Иван Иваныч», добившийся хороших показателей у себя в области, может, если надо, а также по заданию партии и правительства, стремительно отправиться «поднимать отстающий колхоз», то есть в другую губернию.
Возможно, в ближайшие годы мы станем свидетелями исчезновения в России региональных элит в том виде, в каком они существовали последние по крайней мере 30 лет. В 90-е годы именно они во многом обеспечили управляемость страной. В условиях крайне низкой эффективности и раздробленности ельцинской федеральной управленческой элиты, собственно функции государственного управления, в основном консолидировались, частично присваивались и преимущественно осуществлялись на региональном уровне достаточно сплоченными и мощными региональными элитными кланами. При этом их достаточно высокая эффективность и функциональная готовность обеспечивать относительную социально-экономическую и политическую стабильность на своей территории были основанием для торга с федеральной элитой по поводу децентрализации системы, раздела в пользу региональных элит тех или иных ресурсов. Одним из главных направлений программы Путина по построению «вертикали власти» и восстановлению дееспособности было последовательное ослабление региональных элит и ликвидация закрытых, самостоятельных и мощных региональных политических режимов.
Осуществленный в конце 2004 года переход к назначаемости губернаторов создал все нужные предпосылки и механизмы для окончательного решения губернаторского вопроса и превращения регионалов в сугубо приводной ремень кремлевской политики.
Сегодня и правда ничего не мешает создать на региональном уровне институт «профессиональных губер-менеджеров», которые будут выполнять на местах установки федерального центра и соблюдать критерии эффективности. При этом они не будут дольше нужного засиживаться на одном месте, станут по-комиссарски перебрасываться из региона в регион в случае необходимости. Многие нынешние региональные тяжеловесы типа того же Лужкова, Шаймиева, Матвиенко или Хлопонина поедут, вдруг и если надо, интенсифицировать социально-экономическое развитие в Рязань, Ставрополь или Магадан.
Но это возможно только в условиях жесткого, мобилизационного и авторитарного развития, при наличии достаточно развитых и применяемых в первую очередь против самой элиты репрессивных механизмов. Никто не отменяли и того, что реальный авторитет, а не только сугубо административный ресурс сильных губернаторов, их политическая и электоральная база являются достаточно важным элементом обеспечения и преемственности власти и всякого рода стабильности в стране.
Тем более, если центральная власть не будет так сильна, как под зонтиком рейтинга Путина.
Все это, видимо, так и будет дальше порождать своеобразные качели в отношениях центра и регионов. Когда опасения по поводу губернаторской фронды сочетаются с признанием значения сильных региональных политических фигур, а для уравновешивания опасностей нового «окукливания» региональных политических режимов и всякого рода признаков сепаратизма совершенствуются механизмы губернаторских назначений и ротации кадров.