По хорошему, и Виктор Янукович, и Виктор Ющенко, отвечая на модный ныне вопрос, чем различаются их политические курсы, должны были бы немало удивиться, узнав, что таковые у них вообще имеются. Точно так же можно было бы задаться вопросом, чем различаются политические курсы, скажем, Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. Или, не побоюсь этого слова, политические курсы Сергея Миронова и Бориса Грызлова. Та же история, между прочим. С одним только нюансом: в Киеве и Бишкеке политическая борьба и митинги на площадях настоящие. Как и должно быть при демократии. А вот политических курсов нет. Так бывает.
Демократия оранжевого жанра построена только в одной, необходимой своей части — в разрушении политической монополии. Принято считать, что все остальные детали демократической архитектуры — дело наживное. Все устоится, появится привычка к честным выборам — дозреет и все остальное. Теперь постепенно появляется подозрение, что остальное может и не дозреть. Ничего, в общем-то, и не нужно — ни борьбы идей, ни правых и левых, ни лейбористов, ни консерваторов. Ни даже «зеленых». Те, кто не успел в начале 90-х совершить настоящую уличную революцию, с народными фронтами, с Гавелом, Валенсой или хотя бы с Ландсбергисом, теперь могут рассчитывать только на Майдан, но уже никак не на Вацлавскую площадь.
Дверца в демократию, которую мы привыкли считать классической, похоже, захлопнулась. Возможно, навсегда.
Та модель, которая воцаряется у опоздавших и которую можно называть хоть государственным, хоть корпоративным, хоть чиновным капитализмом, схватывается на совесть, быстро и крепко. Если кто и может ее разрушить, то только кто-нибудь изнутри, но уж никак не уличный трибун из какого-нибудь пережившего свое время «Руха» или тем более «Другой России». В общем, как в Киеве. Или в Тбилиси. Этим людям изнутри тоже нужна площадь, которая согласна на любую альтернативу.
Годы, проведенные в условиях вертикали власти, научили тех, кто на ней соберется, уже не ждать чистого и незапятнанного вожака, а радоваться хотя бы раздвоению вертикали.
Площадь совершенно права: по сравнению с тем, что было вчера, сегодня — демократия. Потому что у мятежной номенклатуры нет другого шанса победить. Был бы — обошлась бы она и без газет на любой вкус, и выборов, результата которых, не засыпая, ждешь до следующего утра. Но нет, и новые правила игры образуют реальность, в которой даже сторонники Януковича спустя несколько месяцев после революции признавали: а все-таки хорошо, что он тогда не победил — теперь куда интереснее.
В общем, демократические правила есть, а Гавела нет. Нет тех, кто всегда и убежденно был бы более левым или более правым, более либеральным или более консервативным, нет той полемики, в которой позиция по любому вопросу, будь то война в Ираке или права иммигрантов, формируется на основе базовых ценностей.
К такой модели стоит присмотреться повнимательнее. Можно смеяться над украинским хаосом, готовностью поменять цвет и кинуть любого партнера по любой коалиции. Но это и есть новая демократия, которая рождается на Майдане, а не на Вацлавской. Украина — удачливый первооткрыватель, здесь чистый эксперимент. Запад против Востока — это такая же полемика, что в Киргизии Юг против Севера. Это та объективность всеобщего мифа, которая позволяет новой-старой элите подобием политического курса отстаивать свои деловые интересы, апеллируя все к тем же площадям. При этом очевидно, что успех каждой украинской группировки завтра будет зависеть от того, насколько успешно каждая из них сегодня сработает на недружественной территории: Ющенко на Востоке, Янукович — на Западе. Бизнес ширится, и оранжевые, и бело-голубые заинтересованы в экспансии и на Восток, и на Запад, причем не только в пределах украинской географии. В этих условиях совершенно необязательна приверженность какой-то системе идей. И если завтра Украина вдруг озаботится проблемой абортов, политические оппоненты будут исходить не из каких-то ценностных установок, традиционных для соответствующего избирателя, а исключительно из сиюминутных общественных настроений. Ну и, может быть, из количества акушеров в партийных рядах.
skin: article/incut(default)
data:
{
"_essence": "test",
"incutNum": 1,
"repl": "<1>:{{incut1()}}",
"type": "129466",
"uid": "_uid_1603725_i_1"
}
И вот тогда, возможно, и будет, наконец, получен ответ на вопрос, как оно лучше: задорно, как в Киеве, или стабильно, как у нас.
Тысячу раз прав был великий грузинский вор Джаба Иоселиани: демократия — это вам не лобио кушать.