Указ о роспуске парламента еще не означает, что парламент распущен. Янукович и Ющенко мобилизуют группы поддержки, но они скорее усиливают переговорные позиции, чем готовятся к новым выборам. По мнению руководителя программы «Россия и ЕС» Финского института международных отношений Аркадия Мошеса, политикам по-прежнему проще договориться. О том, почему несмотря на стремление к компромиссу Ющенко объявил о роспуске парламента эксперт объясняет в интервью «Газете.Ru--Комментарии».
— Аркадий Львович, насколько решение о роспуске соответствует логике развития ситуации?
— Это решение принято не под воздействием порыва. Ющенко искренне стремился к компромиссу, но, видимо, в какой-то момент он осознал, что остатки власти уходят у него из рук.
Когда, грубо выражаясь, «крысы побежали с корабля», ситуация стала абсолютно неприемлемой. В этом случае Ющенко теряет все.
Если конституция оставляет ему массу полномочий и далеко не делает его английской королевой, то практический политический процесс зашел уже слишком далеко. Президенту нужно было продемонстрировать силу. При этом страна не находится на грани войны и длительного противостояния. Ющенко по-прежнему стремится к компромиссу.
Но для того, чтобы вернуть ситуацию к состоянию, в котором она была в конце прошлого года, ему приходится прибегать к крайним решениям.
Больше у него ничего в руках не осталось.
— Будет ли, по-вашему, реализовано решение о роспуске парламента?
— Я не берусь судить, удастся ли президенту до конца реализовать это решение. Я не уверен, что реальной целью происходящего является роспуск парламента. С моей точки зрения, цель в том, чтобы вернуть правовую ситуацию к положению полугодовой давности.
С тем парламентом, который был шесть месяцев назад, президент Ющенко вполне мог работать.
Что касается права, то ситуация вошла в серую зону. Это наследие того, как решался вопрос о смене власти в 2004 году, когда масса вещей оказалось непроработанной в правовом смысле. Есть ли у президента право распустить парламент, должен решать реально работающий юридический орган, которого сегодня на Украине нет.
Все-таки Ющенко не стремится к развитию силового противостояния. Он хочет остановить дальнейший рост властных аппетитов уже не Партии регионов, а самого Януковича и группы людей на него ориентирующихся.
— Кто сейчас в целом влиятельнее?
— Фактически влиятельнее Янукович, потому что с момента формирования правительства кадры, связанные с Партией регионов и лично Януковичем, потихоньку заняли доминирующие позиции в структуре исполнительной власти. Сегодня Янукович может привлекать и другие кадры. Донецких кадров осталось мало, а заполнять вакансии нужно, и сегодня он привлекает людей. Кроме того, Ющенко совершил очень много ошибок. Он очень много отдавал, начиная с «Универсала национального единства». У «Универсала» есть плюсы, но Ющенко не нужно было позволять Януковичу так легко отказываться от его положений. Ющенко нельзя было отказываться от своих конституционных прерогатив, прежде всего, во внешней политике.
Ему ни в коем случае нельзя было сдавать министра иностранных дел Тарасюка, который был не креатурой президента, а его союзником, обладавшим собственным внутриполитическим весом.
Ему нужно было гораздо больше заботиться о консолидации внутри его собственной партии «Наша Украина». Он же пустил слишком много вещей на самотек и оказался заложником своей относительно неконфликтной позиции. На фоне компромиссной политики усилились другие центры. Один из них Янукович, другой — Тимошенко. И борьба сейчас начинается между этими центрами.
— Выгоден ли роспуск парламента Януковичу?
— Ему не выгодно дальнейшее разрастание конфронтации. Роспуск парламента — это еще половина дела. Хотя не очень понятно, как будет проходить избирательная компания в парламент. Часть электората Януковича может вернуться к традиционным коммунистам, за которых они голосовали раньше.
Есть уже разочарование, связанное с тем, что к власти пришла не лево-популистская партия, а право-олигархическая.
Социалисты имеют все шансы вообще не попасть в новый парламент. Какой будет структура нового парламента, в деталях предсказывать сложно, хотя в целом свою треть электората Партия регионов контролирует достаточно хорошо. И скорее новый парламент будет повторять нынешний. При обострении ситуации для Януковича более потенциально опасен импичмент Ющеннко. Если вместе с парламентскими будут проходить и президентские выборы, то вот их исход не предсказуем. Если Ющенко не будет участвовать, а оранжевых поведет за собой Тимошенко, ее поддержит разочарованный предательством лидера электорат социалистов и западно-украинские избиратели, а коммунисты не обязательно проголосуют за Януковича, то исход первого тура окажется таким же, как в 2004 году. Тимошенко выйдет во второй тур с позиции лидера. В этом случае значительная часть чиновничества займет нейтральную позицию и не будет использовать административный ресурс в пользу Януковича.
В итоге оранжевые могут одержать новую победу, несмотря на то что избиратель в них отчасти разочаровался.
На парламентских выборах 2006 года общее число голосов, поданных за партии бывшей оранжевой коалиции «Сила народа», значительно превосходило число голосов отданных за Партию регионов. Вполне вероятно, что оранжевые консолидируются на президентских выборах, и в этом случае перспективы Януковича незавидны. Думаю, что он это понимает.
Поэтому он скорее будет стремиться к некой договоренности, и до крайней точки сейчас конфликт не дойдет.
— Очевидно, что при радикальном развитии ситуации возрастает роль Тимошенко. Как это может сказаться в дальнейшем?
— Тимошенко зримо вернулась в политику в январе, когда ее голосование совместно с правящей коалицией позволило преодолеть президентское вето на «закон о кабмине». В этот момент она продемонстрировала свою силу Ющенко. До этого голосования казалось, что партию Тимошенко можно если не игнорировать, то в серьез не учитывать. В этом случае она продемонстрировала свое реальное влияние в парламенте. Заново выстраивать жизнеспособный политический союз Ющенко и Тимошенко будет очень трудно. Сейчас, возможно, у Ющенко нет другого варианта, и таким образом Тимошенко выдвигается на ведущие роли в этом тандеме. Это, наверное, плохо, поскольку радикализует ситуацию. Тимошенко не настроена на компромисс, и это повышает непредсказуемость развития. Так или иначе, сегодня она в большей степени ведет эту партию, чем сам президент.
Я думаю, что пока речь идет о тактической политической борьбе.
Если рационально проанализировать выигрыши и проигрыши сторон, то оба политика могут еще отступить и заново договориться.
Отсутствует традиция силового решения в конфликте президента и парламента. Часто этим угрожал Кучма, но никогда этого в реальности не происходило. Политикам по-прежнему проще договориться. Фактор Тимошенко скорее действует против этого, но пока он не главный.
Беседовал Евгений Натаров