Правительственно-коалиционный сериал на Украине продолжается. Но его повороты пока практически не сказываются на экономической активности. Впечатлившие экспертов темпы экономического роста в первом полугодии особенно заметные на фоне прошлогоднего замедления контрастируют с политической неразберихой. По мнению Руководителя программы «Россия и ЕС» Финского института международных отношений Аркадия Мошеса только роспуск парламента и начало новой выборной кампании может сказаться на экономической активности. О природе и структуре экономического роста 2006 он рассуждает в интервью «Газете.Ru-Комментарии».
Аркадий Львович, нынешние темпы экономического роста это показатель реального оживления или статистическое изменение?
Рост, безусловно, налицо. Это вполне логичное явление, оно ничему не противоречит. Другие макроэкономические показатели на Украине тоже не плохие, и я не думаю, что здесь игра со статистикой.
В чем его логика?
Логику можно понять, сравнив нынешнюю ситуацию с тем, что происходило в 2005 году. Тогда рост замедлился, во-первых, потому, что в 2004 году рост был искусственно подстегнут предвыборной накачкой денег в экономику. Соответственно, некоторый откат в 2005 году был просто неминуем. Помимо этого на экономическую ситуацию в 2005 году негативно воздействовало два очень серьезных фактора. Первый — это политические риски. Люди, принимающие экономические решение опасались того, что в стране возобладает логика революции: будут делить собственность, отнимать активы, давить на восточноукраинский бизнес, поддерживавший Януковича. Это не могло не сказаться на готовности, прежде всего восточно-украинских бизнесменов инвестировать в экономику. Наверняка шли процессы, которые не всегда видны, но они заставляли бизнес действовать осторожно. Вторая причина — это неудачная, а временами авантюристическая экономическая политика правительства Тимошенко, которое довело административное вмешательство в экономику до уровня, незнакомого уже Украине 2000-х годов. Грубо говоря, правительство говорило: «Цены, стой». Оно пыталось административно удерживать цены на энергоносители и продукты питания. Украинская экономика рыночная, и воздействовать на нее таким образом не получается. Эти факторы к 2006 году были устранены.
Выяснилось, что никакой массовой реприватизации, никакой войны всех против всех, никаких репрессий со стороны победителей в отношении восточноукраинских элит не будет. В результате готовность восточноукраинцев нормально работать восстановилась.
Кроме того, правительство Еханурова вело себя исключительно ответственно: у Украины сбалансированный бюджет, ее национальный банк удержал стабильной валюту, ряд других шагов в макроэкономике также способствовал росту ожиданий от украинской экономики. Не следует забывать и о другой базовой вещи — фоновой, но очень важной. Дело в том, что пока в России продолжается экономический рост, на Украине экономика тоже будет расти. В условиях тесной взаимосвязи рост на российском рынке будет тащить вверх экономику Украины.
Каким образом снижалась зависимость экономики от политической неопределенности, которую можно было видеть последние несколько месяцев?
Это кажущийся парадокс. На самом деле парадокса нет. Как я уже сказал, после того, как восточноукраинские элиты поняли, что репрессий не будет, после подписания в сентябре 2005 года меморандума между Ющенко и Януковичем стало ясно, что базовый компромисс между западно- и восточноукраинскими элитами восстановлен. В этих условиях политическая нестабильность имеет свои пределы. По сути, она верхушечная и в течение некоторого времени она не будет затрагивать экономических основ государства. Я не хотел бы идти очень далеко и говорить о том, что на Украине установилась некая система, что там установившееся государство, подобное Соединенным Штатам, где не важно кто стоит у руля, базовая система все равно будет работать.
Украина до этого еще не дошла, но определенные шаги в этом направлении были сделаны. Ситуация не стала сползать в сторону холодной гражданской войны. Наоборот, она шла в сторону укрепления базового компромисса внутри элит.
Несколько раз появлялась возможность того, что правительство возглавит Юлия Тимошенко, премьерство которое было причиной замедления экономического роста. Почему угроза воспроизведения политики не сказалась на экономической активности?
До каких то пределов этот риск, безусловно, учитывался, но не преувеличивался. Даже в период премьерства у Тимошенко не получилось отнять и переделить так и в тех объемах, как она декларировала. На мой взгляд, у предпринимателей все-таки не было психологического ощущения, что Тимошенко станет премьером — сначала потому, что ее успех на выборах не прогнозировался, потом — в силу всем известного нежелания президента видеть ее во главе правительства. В любом случае экономическую динамику нельзя объяснять воздействием одного фактора. В мае, например, благоприятно изменилась мировая конъюнктура цен на металлы, и июньский рост составил 9% при 5% в целом за полгода.
Можно выделить отраслевые или региональные центры роста?
Основной вклад в рост промышленного производства на самом деле внесло машиностроение. Что очень важно и интересно, поскольку это отрасль с высокой степенью переработки. Предпринимателям реально удалось активизировать продажу за рубеж вагонов, трансформаторов, насосов. Это, конечно, не высокотехнологичная продукция, но это уже вторая степень переработки после сырья. В то же время у нефтепереработки рост был достаточно небольшой. Немалый вклад внесли транспорт и торговля. Неплохо выросло строительство. То есть частично сработали экспортные отрасли, хотя, как я уже говорил, первые четыре месяца, до того как цены на металлы выросли, рост был небольшой. Но росли и отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Хотя по-прежнему сохраняется целый ряд структурных рисков, но пока мы имеем дело с положительной тенденцией. Поскольку основная промышленность, за исключением пищевой, сконцентрирована на востоке Украины, то и восток толкает экономику страны вперед. Кроме того, идет целый ряд показательных процессов: возобновился рост цен на недвижимость, что подстегивает строительство в больших городах. Вообще строительство в первом полугодии развивалось очень быстрыми темпами.
Каковы перспективы роста? Как бы вы оценили его возможную траекторию?
Я бы оценивал ее пока еще очень осторожно. Украинская экономика сталкивается с рядом базовых проблем. Первая проблема — это цены на энергоносители. Это главный элемент нестабильности любых прогнозов того, куда пойдет экономика. Она, как мы видим, пережила январское повышение, что ожидалось всеми серьезными экспертами. Цену 130 - 160 долларов за кубометр, которую платит конечный потребитель, он может вынести. Но где предел «переносимости», мне сказать трудно. В любом случае он существует. И возможно, ценовые шоки могут еще последовать. И они способны оказать очень серьезное негативное влияние на перспективы экономического развития металлургии, нефтепереработки и целого ряда других отраслей. Вторая проблема в том, что мы не знаем, как долго будущее правительство Украины сможет удерживать достигнутую в первом полугодии этого года макроэкономическую стабильность.
Здесь есть свои подводные камни, и не исключено принятие целого ряда популистских законов. К сожалению, если в правительстве окажется много представителей левых партий, особенно коммунистов, восточноукраинских элит, которые сейчас уже не могут отказаться от популистских проектов.
Но все равно, несмотря на существование этих рисков, я бы прогнозировал сохранение экономического роста.
Ключевым моментом для сохранения или снижения зависимости экономического развития от политической конъюнктуры станет то, состоятся или нет новые парламентские выборы. Пойдет или нет президент на роспуск парламента. Я не уверен, что для этого существует юридическая возможность. Рассуждение о такой возможности мне кажется неправомерным, поскольку коалиция существует и она предложила премьер-министра. Хотя можно допустить, что в результате юридического обсуждения выяснится, что правовая возможность для роспуска есть. Роспуск или даже перспектива роспуска и новой премьериады способны вновь дестабилизировать экономическую ситуацию. Если же роспуска не будет, то я не вижу причин для негативной реакции экономики на идущие в стране процессы.