Свободное отношение к соблюдению договорных обязательств, малоприемлемое в принципе, даже учитывая объявленный на весь мир свой особый российский путь, совсем уж странно выглядит в области международных соглашений. Особую красоту такой ситуации придают одновременные попытки двух сторон в одностороннем порядке пересматривать договорные обязательства в разных областях по принципу «вы нам так — тогда мы вам так».
Высокопоставленный российский военно-дипломатический источник заявил, что в Москве считают «лишенным юридических оснований» заявление Киева о возможности пересмотра условий соглашения по пребыванию Черноморского флота на территории Украины. «Пересмотр финансовых условий пребывания Черноморского флота в Севастополе не легитимен, поскольку не предусматривается ни межгосударственным соглашением, ни дополнительными протоколами к нему», — считает источник. А «подобный шаг Киев может предпринять лишь в случае одностороннего выхода из межгосударственного российско-украинского соглашения от 1997 года».
Но проблема состоит в том, что Россия сама поставила договорные отношения с Украиной в зависимость от своих тактических геополитических игр.
И сама же первая в одностороннем, более того, ультимативном порядке пересмотрела условия договоренностей с Украиной по газу. Именно после этого официальный Киев в таком же конфронтационном духе стал делать заявления о возможности «ответного» пересмотра соглашений с Россией по Черноморскому флоту и о допуске к работающим на Москву украинским радиолокационным станциям американских экспертов. Не стоит и напоминать, что одним из базовых принципов внешней политики цивилизованной страны должно быть неуклонное следование духу и букве заключенных этой страной международных соглашений. Россия же шарахается из крайности в крайность. Надо постараться переизбрать Леонида Кучму президентом Украины на третий срок или, если не получается, избрать во что бы то ни стало его ставленника Виктора Януковича — и Россия широким жестом прощает Киеву 1 миллиард долларов газового долга, идет на льготы по нефтяному НДС, которые сулили российской казне потерю еще 800 миллионов долларов, обещает ввести особо льготные условия регистрации на российской территории украинских гастарбайтеров. Победили на украинских выборах не те, кого хотел видеть победителем Кремль, — и вот уже цены на газ для Украины взвинчиваются до уровня мировых и даже выше. Но любой межгосударственный документ заключается не с конкретным правителем, а со страной. Если вы в 2000 году подписываете соглашение по газу до 2013 года, а в 1997-м — соглашение по флоту до 2014-го, вы должны автоматически держать в голове тот простой факт, что за время действия этих соглашений власть и у вас, и у страны-партнера может смениться. А у новой власти могут поменяться внешнеполитические приоритеты.
И сама по себе такая смена вех не является основанием для одностороннего пересмотра соглашений в ультимативной форме. Если стороны не устраивают прежние соглашения, они должны договариваться об условиях пересмотра вместе.
<1>Именно договороспособность государства и его способность неукоснительно исполнять письменно взятые на себя обязательства являются важнейшим критерием его цивилизованности. В противном случае прежние союзники неизбежно превращаются в противников, а новые союзники, подобранные в отместку старым (именно так поступает Россия, активно сближаясь, например, с Узбекистаном, отношения с которым до череды «цветных» революций в странах СНГ и андижанских событий несколько лет вообще были на точке замерзания), оказываются временными и ненадежными. Такая непоследовательная дипломатия приводит и к уменьшению политического веса страны. Если страна позволяет себе не считаться с межгосударственными обязательствами, зафиксированными документально, у контрагентов появляются основания не считаться с ней самой или, по крайней мере, не доверять ей. В свою очередь, снижающийся уровень политического доверия к России не просто приводит к падению международного престижа страны, но и лишает ее возможности, например, выступать в качестве корректного посредника при решении мировых конфликтов.
Поскольку репутация государства не зависит напрямую от количества важных саммитов, на котором присутствует его руководитель. История говорит, что для этого необходимо кое-что еще, в том числе и устойчивая репутация, важной составной частью которой является договороспособность.
Ставя международные обязательства в зависимость от представлений о текущей политической или даже личностной конъюнктуры, Россия только усиливает центробежные тенденции на том геополитическом пространстве, которое со времен СССР привыкло считать зоной своего влияния. Политика ультиматумов и одностороннего пересмотра договоренностей — не признак силы или независимости. Видимо, имеет смысл признать, что политика «двух миров», характерная для прежнего периода, когда отношения с «каплагерем» и «соцлагерем» строились на разных принципах, несколько устарела. И относиться к своим обязательствам вне зависимости от того, ближний это сосед из «бывших» или дальний, с которым соглашения надо соблюдать неукоснительно.
А пока, к сожалению, получается вполне архетипический диалог двух взаимообиженных сторон из советского периода: вы нам не дадите монахинь на уборку райкома, а мы вам тогда не дадим пионеров для церковного хора.