У русской поговорки «нельзя дважды войти в одну реку» есть японский аналог: «есть два вида дураков: те, что никогда не пытались взойти на Фудзияму и те, что делали это дважды». Японская поговорка лучше русской описывает коллизию, которая стоит перед российским Конституционным судом и его председателем Валерием Зорькиным.
Зорькин уже взошел на свою Фудзияму, признав осенью 1993 года неконституционным указ о роспуске Верховного Совета первого президента России Бориса Ельцина. Это «восхождение» стоило главе Конституционного суда отставки и нескольких лет опалы. Спустя 12 лет от Зорькина, вновь возглавляющего КС, вновь ждут недвусмысленного ответа: подрывает ли указ второго российского президента Владимира Путина о назначении глав регионов основы государственного устройства и не противоречит ли он Конституции. Теперь уже ельцинской. 1993 года.
Общественность, и не только демократическая, но любая сохранившая в стране, общественность, которую волнует в жизни еще что-то кроме минимального или максимального прожиточного минимума, и которая отчего-то не хочет вслед за «единороссами», «нашистами», «молодогвардейцами» и прочими путинистами шагать вперед к светлому будущему удвоенного ВВП, ждет, что Зорькин и КС скажут Путину «нет».
Сам факт признания неконституционным указа о назначении губернаторов будет означать куда больше, чем простую отмену введенного год назад нового порядка формирования региональной власти.
Подобное решение Конституционного Суда будет знаменовать начало делегитимации всей путинской конструкции власти и может послужить идейным толчком для демонтажа знаменитой вертикали власти, которую Владимир Путин начал строить в 2000-ом, и которую без устали штукатурит уже шестой год.
Конечно, не исключено, что даже однозначно антипутинский вердикт судей не приведет к столь масштабным и роковым для существующей власти последствиям. Возможно, что придавленные вертикалью власти региональные элиты, полузадавленные кремлевским административным катком партии и оглушенные официальной пропагандистской трескотней граждане, не воспримут, а уж тем более, не рискнут воспользоваться сигналом КС.
Но все же существует вероятность того, что этот сигнал побудит к действию, докажет, что сопротивление власти, теряющей даже третичные признаки демократичности - перспективно. И что будущее, новая конфигурация власти, ее качество зависит не от десятка «питерцев», сидящих cегодня в Кремле и Белом Доме, а от граждан всей страны, от тех, кто ощущает себя гражданами.
Кремлевские это понимают лучше, чем антикремлевские. В частности, «правых», которые подавали запросы в КС, оспаривая неконституционность конкретных положений указа о назначении губернаторов. Понимают это и в КС. Понимает это, возможно, отчетливее всех остальных и Зорькин.
Очень хочется верить в чудеса. В то, что можно второй раз подняться на Фудзияму. Но чудес не бывает.
Не потому что Зорькин на 12 лет старше, мудрее и осмотрительнее. А потому, что тогда 12 лет назад, казалось, что все только начинается. Не только для Зорькина, но и для страны и для ее граждан. И потому что 12 лет назад страна не просто была расколота, и не было единого мнения, кто прав или неправ в конфликте Кремля и Белого дома.
Тогда, 12 лет назад, не было еще ни вертикали власти, ни вертикали мысли.%
КС мог не согласиться с президентом страны. Даже по главному вопросу той повестки дня. Сегодня - не соглашаться с президентом опасно даже в мелочах. И потому Зорькин, возможно, хочет не карабкаться на Фудзияму нового, чреватого большими неприятностями конфликта, а мечтает,
чтобы не портить своей репутации честного человека, уйти в отставку с поста, смысл которого в условиях единоначалия и единомыслия все более непонятен.
<1>В этой ситуации максимум, на который можно рассчитывать - юридическая смекалка и изворотливость старого, уставшего от трудных восхождений и спусков человека и его столь же умудренных и опытных коллег. На то, что
они придумают некую изящную формулировку, которой удовлетворятся и кремлевские волки и выпасаемые ими овцы.
На манер той, что нашел КС в понедельник, 14 ноября, отвечая на вопрос о праве избирателей агитировать «против всех» кандидатов на выборах. За гражданами признали право заниматься подобной агитацией за свой счет, а парламентариям велели законодательно решить проблему «фантомного кандидата». Глава ЦИКа Александр Вешняков уже дал понять, что решится она, скорее всего, по-московски: графу «против всех» из бюллетеней просто уберут. Не надо лишнего.