Новый поворот в прихотливой судьбе кришнаитского храма в Москве — из разряда анекдотических. Согласно прежнему законодательству, религиозные организации не имели права получать землю в безвозмездное пользование. По новому — имеют. Но кришнаитам дали землю под строительство храма по старому. То есть допустили ошибку. Прокуратура ее выявила, и московские власти с готовностью ее исправили, отняв землю. Могли бы, разумеется, отменив старое ошибочное постановление, просто выдать новое, соответствующее ныне действующему земельному кодексу. Не тут-то было. Теперь кришнаиты должны заручиться согласием некой комиссии, что-то вновь согласовывать и т. д. и т. п. То есть обречены на бесконечные бюрократические проволочки. Любому, кто знаком с многострадальной историей строительства храма Кришны в Москве, ясно, что это всерьез и надолго.
История вкратце такова. У кришнаитов прежде был свой храм на Хорошевке, который в градостроительных целях снесли, пообещав взамен новый — неподалеку от Ленинградского проспекта. Тут разгорелся нешуточный скандал. Его инициатором выступил Союз православных граждан (СПГ) — малочисленная, но очень активная организация фундаменталистского толка, заявившая, что не потерпит возведения в столице иноземного капища. СПГ поддержали сектоборцы, числящие кришнаитов одновременно по ведомству «тоталитарных сект» и по ведомству «индусских фундаменталистов», которые, как известно, нападают в Индии на христианских миссионеров. Быть одновременно и тем и другим, кажется, не удавалось еще никому, но бдительных охранителей это не смутило. На самом деле кришнаиты — это миссионерская неоиндуистская организация, распространяющаяся за пределами Индии, что в условиях глобализации не такая уж редкость. Ничего зловещего они не замышляют, здоровью адептов не вредят (хотя в советские времена им шили и это — вегетарианцы!) и поклоняются темнокожему богу Кришне, который вопреки наивной вере сектоборцев не имеет ничего общего с силами христианского ада. Казалось бы, удивительно, что антикришнаитскую кампанию поддержал Межрелигиозный совет под началом могущественного митрополита Кирилла. Он-то человек образованный и понимает, что кришнаиты никакие не дьяволопоклонники. Но миссионерского драйва у них много. Следовательно, они конкуренты. Следовательно…
Скорее всего, дело закончилось бы для кришнаитов плохо, если бы не геополитика.
Гостивший в Индии с официальным визитом Сергей Иванов заключил многомиллионный контракт о продаже индийским ВМС авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», которому благодарные индийцы тут же дали звучное имя «Викрамадитья» (легендарный царь и большой поклонник Кришны). Тут долго колебавшийся Лужков дрогнул и разрешение на строительство нового храма подписал.
Дальше пошла обычная бюрократическая тягомотина. Влиятельные враги не сидели без дела. Проект сильно потерял в размерах, лишился ряда функций (задумывалось также использование здания как индийского культурного центра), но главное осталось при нем — кусок земли неподалеку от Ленинградского проспекта. Теперь не стало и его. Даже времянку на месте несостоявшегося строительства, где кришнаиты недавно красочно отпраздновали индусский Новый год — Дивали, отнимут. И, на первый взгляд, кажется, что это результат непримиримой идеологической борьбы с «неверными». Все куда сложнее.
Дело о кришнаитском храме — это абсолютно типичный современный российский конфликт, когда самые высокие идеологические соображения так плотно переплелись с самой низкой корыстью, что ни богу, ни черту в этом уже не разобраться.
Вроде бы заявление о том, что в разрешении имелась юридическая ошибка, подали в прокуратуру члены СПГ. Но вроде бы мэрия и сама была не прочь заработать на земле несколько миллиончиков, а не отдавать безвозмездно не пойми кому. Вроде бы на землицу претендовал кто-то еще, но кто — неясно. Эта гремучая смесь идеологии и корысти и является самой страшной болезнью современной политической жизни. Кришнаиты стали очередной ее жертвой.
Между тем разрешить им построить храм без излишней суеты — это прекрасная и не такая уж частая возможность для власти продемонстрировать уважение к принципу религиозного плюрализма и при этом не нанести ущерба духовному здоровью нации. Среди новых религий, оказавшихся сейчас в России, попадаются и не совсем безобидные. Кришнаиты, вне всякого сомнения, не из их числа.
<1>Не стоит забывать и того, что в столице проживает сейчас немалая индусская диаспора, что торговое и военное сотрудничество наших стран на подъеме, как никогда прежде. И пусть у власти в Индии ныне не религиозная «Бхаратия Джаната Партии», члены которой были частыми гостями московских кришнаитов, когда приезжали сюда в составе правительственных делегаций, а вполне светский «Национальный конгресс» — об интересах соотечественников за рубежом наверняка позаботится и он.
То, как закончится история с храмом, позволит нам понять, к какому будущему склоняется Москва.
Либо это будущее цветущей европейской столицы, которая не только чтит свою историю и культуру, но и открыта для диалога с соседями. Либо это будущее большого, но провинциального города, грезящего о легендарном прошлом, когда над ним возвышались лишь золоченные православные луковки.
Беда в том, что, избрав этот второй путь, Россия вовсе не укрепит православие.
Социологи религии давно уже обнаружили, что в странах, где традиционная религия добивается монопольной поддержки государства, она начинает хиреть и терять паству.
От этой печальной перспективы не спасет золотой блеск даже самых прекрасных куполов.