«Юрий Михайлович будет доволен». Говорят, так прокомментировал новые инициативы Минфина глава ведомства Алексей Кудрин.
Кудрин, вероятно, пошутил. Ведь речь идет об идее введения отрицательных трансфертов, когда более успешные регионы, помимо перечисления всех причитающихся налогов в центр, еще и дополнительно приплачивают «на бедность» менее успешным.
Для конкретно Юрия Михайловича Лужкова введение такой системы будет означать существенное cокращение доходов столичного бюджета.
На сколько именно сократятся доходы, никто еще не считал — во всяком случае, широкой публике результаты таких подсчетов не демонстрировались. Дело в том, что система отрицательных трансфертов точно будет действовать в отношении регионов и муниципалитетов. То есть более успешный, допустим, Нижний Тагил будет приплачивать менее успешному, скажем, Ирбиту (оба — в Свердловской области) уже с 1 января 2006 года.
Однако, как заявил директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов, эту практику министерство планирует распространить и на отношения центра с регионами. Сейчас эти отношения устроены несколько по-другому.
Нынешняя наукообразная система распределения трансфертов (безвозвратных дотаций из центра в регионы) была, как считается, создана главой Минпромэнерго Виктором Христенко в короткий период его работы в Минфине на посту замминистра. Вкратце суть ее в следующем. Минфин рассчитывает показатель бюджетной обеспеченности — количество рублей в бюджете региона в пересчете на одного жителя. Затем выводится его среднее по России значение. Есть примерно полтора десятка регионов-доноров (Москва, Петербург, Самара, нефтяные регионы), у которых этот показатель выше среднего, они ничего от Минфина не получают. Для тех, у кого он ниже, вычисляется в начале года разность, которая затем перемножается на число жителей, и соответствующее количество рублей отгружается Минфином порциями в региональные бюджеты.
Система, может, и не идеальна, но до нее было еще хуже: трансферты выделялись по принципу «надо помочь товарищам». Впрочем, и эту можно и нужно улучшать. Силуанов придумал так: теперь более богатые регионы (Москва, Петербург, Самара, нефтяные регионы) будут перечислять в бюджет разность между средним по стране показателем и их собственным высоким.
С точки зрения казначея идея более чем здравая. Сейчас бедные регионы находятся на содержании Минфина. Трансферты им платят из Фонда поддержки регионов, который отдельной строкой ежегодно формируется в бюджете РФ. Если богатые регионы начнут доплачивать в бюджет, то этот фонд, по крайней мере частично, может быть сформирован из их взносов. А высвободившиеся средства — это несколько миллиардов долларов ежегодно — можно направить куда партия прикажет: в стабилизационный фонд, на повышение зарплат бюджетников, довольствия офицеров и т. п.
С точки зрения некоей абстрактной справедливости идея тоже более чем. «Зажравшаяся Москва», конечно, давно уже должна конкретно делиться с более бедными регионами — это мнение, надо думать, в той или иной форме разделяют 125 млн (население страны минус число жителей столичного региона) граждан России. Ну и что, что в Москве дорог не построят? В Барнауле (условно) людям вообще есть нечего. Против такой логики не попрешь, так что придется отказаться от дорог (дорожное строительство теперь финансируется из местных бюджетов, и, надо думать, именно эта статья пострадает сильнее прочих: большинство иных инвестпрограмм столицы финансируется из внебюджетных источников, а, скажем, доплаты к пенсиям или пособия вырезать из столичного бюджета ни у выбранного, ни у назначенного мэра не поднимется рука).
Впрочем, столичный бюджет кажется не главным пострадавшим от силуановской инициативы. Ведение отрицательных трансфертов ставит жирный крест на «проекте Матвиенко».
Налоговыми резидентами Петербурга, как известно, уже стали Внешторгбанк и «Сибнефть», и кажется, что они в этой очереди далеко не последние.
Однако если отрицательные трансферты будут введены, переезд компаний в Питер теряет всякий смысл: налоги, которые они уплатят в местный бюджет, все равно придется перечислять в Минфин.
<1>А без этих дополнительных доходов из Петербурга вряд ли удастся сделать «витрину России».
Получается, что мы, москвичи, а также жители преуспевающих поволжских и сибирских регионов должны в едином порыве сплотиться вокруг мощной фигуры Валентины Ивановны в надежде, что ей (а также ее кремлевским друзьям) удастся торпедировать силуановские инициативы. В противном случае деньги на строительство, скажем, четвертого кольца (их и так еле находят) отправятся прямиком в федеральный бюджет, где бесследно растворятся.
Правда, победа условно здравых сил над мракобесами из Минфина и их отрицательными трансфертами может иметь свои побочные последствия. Конечной целью «проекта Матвиенко», как говорят, является не столько превращение Петербурга в витрину, сколько превращение Валентины Ивановны в успешного лидера, который мог бы претендовать на любой, подчеркиваю, любой пост в государстве. И в этом нет ничего фантастического: для комбинации «слабый президент — сильный премьер» (или спикер Думы) она практически идеальная кандидатура.