В довольно утомительной саге о третьем президентском сроке есть различные мотивации и в пользу этого, и более значительные, лежащие в конституционном поле, которые против. Но, поскольку российское общество вслед за своей политической элитой перестало считать Конституцию чем-то основополагающим, оно готово вслед за разными политиками-инициаторами продолжать обсуждать ситуацию, словно изменение Конституции в России — это такая же простая вещь, как изменение инструкции по пользованию электромясорубкой новой модели.
И здесь вполне гармонично сошлось желание бюрократии путинского призыва гарантировать свое сохранение путем перевода стабильности в заморозку с отчетливым пониманием в обществе бесполезности и бессмысленности сложившейся системы выборов как способа реального его, общества, волеизъявления.
Столь милое сердцу руководителя советского типа «идя навстречу пожеланиям трудящихся» возникает, как правило, в нужный момент и без особых усилий. Вот, например, согласно данным, представленным вполне лояльным фондом «Общественное мнение», 57% опрошенных ФОМ положительно оценили бы внесение поправок в Конституцию, разрешающих Владимиру Путину баллотироваться на третий срок. Вопрос о победителе, понятное дело, не стоит.
Но здесь самое время задуматься над вопросом, а зачем этот третий срок нужен самому Владимиру Путину. И насколько засеянное и вспаханное им и его администрацией поле будет плодородным и зовущим возглавить новую битву за урожай.
Почему граждане считают целесообразным сохранение нынешнего президента на его должности, примерно понятно. Для кого-то Владимир Путин — символ стабильности и порядка, кого-то страшат возможные политические потрясения в связи с выборами нового главы государства. Согласно опросу ФОМ, даже те, кто не доверяет нынешнему президенту и не доволен результатами его деятельности, согласны с тем, что надо поправить основной закон в нужную сторону. Понятно, что при новом президенте не всякому байкальскому финансисту получится столь же славно приумножать свои капиталы, а труженикам малых и больших кругов нынешней бюрократии — сладкий административно-финансовый ресурс. Но повторимся: а насколько сам Владимир Путин может быть заинтересован в проведении большой и сложной интриги под названием «поход на третий президентский срок»?
Деятельность власти в последние месяцы все больше убеждает в том, что действующий президент собирается оставить свой пост в 2008 году и уж точно не нести никакой ответственности за происходящее в стране. Иначе бы его команда не переносила бы реализацию ключевых для страны проектов «на потом». На «после 2008 года».
Так, в среду Госдума одобрила инициативу, фактически откладывающую введение в действие законодательства о местном самоуправлении до 2009 года. Мотивация: надо как можно лучше подготовиться, иначе получится «как с монетизацией льгот». Опыт зимы 2005 года, когда из-за непродуманных и неподготовленных действий власти на улицы вышли десятки тысяч человек, действительно запомнился Кремлю. Тем более что при совершении аналогичных ляпов при учреждении МСУ на улицы могут выйти уже не десятки тысяч, а миллионы.
Откладывая реформу на 2009 год, нынешний состав президентской команды фактически дает понять: этим заниматься будут уже другие люди. С них и спрос.
<1>Готовность президента оставить свой пост после 2008 может быть связана еще и с тем, что управленческие модели, введенные в оборот Владимиром Путиным, фактически не работают.
Показателен в этом смысле конфликт между депутатами Иркутского законодательного собрания и губернатором области Александром Тишаниным. Местные законодатели отвергли предложенного главой области кандидата на пост первого заместителя и завернули его предложения по бюджету на 2006 год. Конфликт ЗАКС и главы исполнительной власти региона — не редкость, однако столь решительная конфронтация бывает обычно итогом долгой позиционной войны. Меж тем Тишанин работает губернатором всего два месяца, депутаты голосовали за предложенного президентом кандидата практически единогласно.
Возможно, если бы на помощь иркутскому губернатору снова бы пришел Владимир Путин и попросил бы иркутский ЗАКС подержать предложения нового губернатора, законодатели не посмели бы отказать президенту. Однако президент просто физически не может решать проблемы за всех своих назначенцев, а без личного участия, получается, ничего не работает. В результате выстроенная им вертикаль власти носит скорее виртуальный, чем реальный характер.
Она может быть более или менее эффективно использована против политических оппонентов, однако для решения реальных проблем она мало пригодна.
Собственно говоря, вся логика политического процесса последних лет подталкивает Владимира Путина к тому, что надо бы в назначенный час уйти. Ну если не на покой, то, по крайней мере, в сторону. Именно в сторону, а не навстречу «пожеланиям трудящихся».