Цены на бензин совершили очередной рывок, достигнув уровня 18,5 руб. за литр Аи-95. Иными словами, литр бензина стоит уже 65 центов. В пересчете на американские единицы бензин в России уже стоит почти $2,50 за галлон. В США сейчас он стоит практически тех же денег — $2,61. Это национальный рекорд. Установлению его способствовало стихийное бедствие — ураган «Катрина». В результате цены на бензин выросли на 30–50 (в зависимости от штата) центов за галлон. После ликвидации последствий урагана они если и не вернутся к прежнему уровню, то несколько снизятся, тем самым сравнявшись с российскими. Даже если бензин не подешевеет в США, он подорожает в России: при сохранении и нынешних тенденций, скажем, уже в марте Аи-95 вполне может стоить дороже 20 руб. за литр ($2,70 за галлон).
При этом США — крупнейший импортер нефти в мире, а Россия — один из крупнейших экспортеров (второй вслед за Саудовской Аравией). В США внутренняя цена на нефть, то есть стоимость сырья поступающего на НПЗ, составляет $70 за баррель, раз она по большей части привозная. В России она должна быть раза в полтора ниже. Из $70 за баррель, которые нефтяники получают на мировом рынке, надо вычесть как минимум экспортную пошлину и транспортные расходы (прокачка по трубе плюс постоянно дорожающий фрахт), итого получается не больше $50. На внутреннем рынке нефть больше стоить не может, иначе все экспортные потоки переориентируются на НПЗ, и внутренняя цена тут же упадет.
Получается, что на входе на НПЗ цена в России и США отличается в полтора раза. На выходе, то есть на АЗС, она одинакова. В чем дело?
Может, в России выше налоги? Нет, не выше. В США, по данным International Energy Agency, налоговая нагрузка на литр бензина, акцизы в основном, составляет 15 центов. В России в 2005 году акциз на бензин с октановым числом выше 80 составляет 3629 руб. с тонны. В одной тонне примерно 1230 литров высокооктанового бензина. Соответственно, акциз на литр составляет 2,9 руб., или 10,3 цента. Получается, что и налоги в России в полтора раза ниже.
Возможно, объяснение кроется в технической отсталости российских НПЗ? Вот и вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил недавно, что «во всем мире из тонны нашей нефти получают 300–350 литров бензина, а в России только 150–160». По словам Федуна, если в ближайшие годы не перестроить нефтеперерабатывающий сектор, страна столкнется не только с ростом цен, но и с тотальным дефицитом бензина. Не оспаривая необходимость перестройки, стоит задаться вопросом: почему нефтяники, уже пять лет наслаждающиеся высокими ценами на нефть и, соответственно, значительными финансовыми поступлениями, не начали эту перестройку? А если все-таки начали, то почему ничего не слышно о том, что в результате этой перестройки хоть где-то подешевел бензин?
На моей памяти бензин дешевел однажды, причем именно на АЗС «ЛУКойла». Может быть, это связано с улучшениями в технологическом процессе. А может, произошло это по итогам встречи президента «ЛУКойла» и президента России, на которой последний мог попросить не слишком задирать цены.
Возможно, тут и кроется ответ на вопросы, почему дорожает бензин и как сделать так, чтобы он подешевел.
Бензин в России продается по тем же, что и в Америке, ценам (при заметно более низкой внутренней цене на нефть да и на все остальное — электричество, рабочую силу и т. д.), потому что у российских компаний банально выше норма прибыли.
<1>А позволить себе они это могут потому, что государство не имеет желания установить контроль за этим монопольным по определению сегментом рынка (я как-то слабо представляю себе «невидимую руку рынка», которая строит и сносит НПЗ стоимостью в $1 млрд по всей территории России в зависимости от колебаний спроса и предложения — почти каждый из заводов был, есть и будет естественной монополией в своем регионе).
В США такое желание у властей есть: избиратель не в восторге от роста расходов на бензин. В России — нет. Может, все дело в том, что никто пока не предложил избирателю проголосовать просто за низкие цены на бензин — вместо, допустим, великой (единой) России или абстрактных либеральных ценностей?