Возвращение тотального контроля государства в области экономики вполне оправдало ожидания: за вычетом нефтяной манны, сама структурная экономика начала, видимо, проседать. Бесконечные игры вокруг так называемых инвестиционных проектов под государственным патронажем, видимо, закончатся с тем же очевидным результатом: что не «попилят», то просто растворят. Удивляться, равно как и негодовать на кого-то конкретно по этому поводу бессмысленно. Просто законы действия рыночных инструментов отменить несколько сложнее, чем выборы губернаторов или равноправное состязательное правосудие. В этой связи стоит вспомнить о таких присущих госэкономике понятиях, как расчет экономической эффективности внерыночных операций. Ситуация такова, что рынок этого не регулирует и потому не определяет, а контролирующие государственные организации давно забыли про этот показатель. В частности, уже немало лет продолжается дискуссия по поводу целесообразности заселения обширных окраин нашей необъятной родины, в том числе и большого числа тех территорий, которые для соответствующей времени урбанизированной, то есть стационарной, а не вахтовой жизни, в общем, непригодны.
В августе в России традиционно начинается большой начальственный плач относительно срыва т.н. северного завоза. Вот и 2005 год не стал исключением. Как сообщает РИА «Новости», полпред президента России в Дальневосточном округе Константин Пуликовский обратил внимание губернаторов Приморского края, Амурской, Магаданской, Камчатской областей на то, что доставка топлива и продуктов питания в северные районы региона идет низкими темпами.
По данным полпреда, в Приморском крае программа северного завоза выполнена менее чем на треть. В Корякский автономный округ и Сахалинскую область доставлено чуть более 30% всех жизненно важных грузов. В Амурской области программа северного завоза выполнена на 40%. В целом по дальневосточному региону на предприятиях ЖКХ запасы угля составляют 1100,5 тысячи тонн, мазута — 295,01 тысячи тонн, или 47% и 53% соответственно к плановым заданиям на начало отопительного периода. Наиболее низкая обеспеченность запасов угля сложилась в Сахалинской области — 15%, Еврейской автономной области — 29% и Корякском автономном округе — 25%.
Напомним, что неудовлетворительная подготовка к зиме стала поводом для смещения предыдущего губернатора Корякского автономного округа, а против его заместителя было возбуждено уголовное дело, окончившееся обвинительным приговором.
Однако, как выясняется, не только в кадрах дело. Новое руководство не справляется с работой точно так же, как и предыдущее. И даже если предположить, что новым корякским губернатором станет суперуправленец, то и в этом случае северный завоз будет сорван. Потому что в данном виде эта проблема не решаема в принципе.
Что такое северный завоз? На значительную часть территории России, прежде всего на т.н. севера, продовольствие и топливо можно доставить только по воде. Навигация длится недолго, всего 4–5 месяцев, и за это время нужно успеть переправить огромное количество необходимого груза. Однако пока федеральные и региональные власти выделят необходимые средства, пока произойдут необходимые закупки, пока корабли отправятся в путь, навигация уже подходит к концу. После этого начинается традиционный «поиск невиновных и наказание непричастных», ответственных лиц снимают с работы и даже иногда сажают в тюрьму, недопоставленные грузы перевозят по воздуху (никто, кажется, еще не посчитал себестоимость бочки солярки, доставленной на вертолете), а федеральное правительство уверяет, что это так в последний раз.
На самом деле ни одно из поколений чиновников, служивших в Белом доме, так и не смогло подойти к системному решению проблемы т.н. северного завоза. О ней много говорили, обещали решить, а потом бережно передавали на руки новому правительству.
<1>Освоение районов Крайнего Севера было частью государственной политики Советского Союза. Ни сил, ни средств на это не жалели, поэтому не возникало и самой проблемы северного завоза. С началом рыночных отношений выяснилось, что доставка всего необходимого в районы Крайнего Севера обходится очень дорого и денег у государства на это нет. Скупой платит дважды: каждый раз, когда срывался оговоренный график поставок, ситуацию приходилось решать при помощи экстренных мер. Прошлогодний завоз солярки по воздуху еще не самый вопиющий пример — в 1994 году на совещании у премьер-министра Виктора Черномырдина обсуждалась возможность привлечения военных кораблей.
Решить проблему можно двумя принципиально различными способами.
Первый — признать освоение Крайнего Севера приоритетной государственной задачей и снова перестать считать деньги в принципе. Экономики здесь никакой, но теоретически вариант такой существует.
Второй — перейти на вахтовый метод освоения северных земель. Как оно, собственно, и делается во всех цивилизованных странах. Всех, кто живет на северных территориях сейчас, начать переселять на большую землю, используя для этого средства, которые тратятся на северный завоз. Соответственно, завозить продовольствие и топливо надо будет в значительно меньших количествах.
Разумеется, в этом случае потребуются серьезные затраты на вывоз и обустройство большого числа проживающих там граждан, но, как уже упоминалось выше, никто пока не сопоставил эти разовые затраты с теми постоянными, которые приходится нести для их стационарного жизнеобеспечения на территории сегодняшнего пребывания.
Кроме того, встать на второй, более перспективный, путь властям мешает не только страх перед возможными репутационными потерями, но и неготовность сопротивляться мощному «завозному лобби».
За 10 лет поставка продовольствия и топлива, плановая транспортировка и экстренный перевоз превратились в настоящую индустрию, вокруг которой кормится несчетное множество чиновного и делового люда.
Их деятельность делает северный завоз еще более дорогим занятием. Однако федеральной власти проще платить лишнее и потом снимать одного-двух виновных, чем принимать принципиальные решения о судьбе Севера. С этой точки зрения, прекратить вечную проблему северного завоза путем перехода на вахтовый метод будет сродни лишению сотрудников ГАИ знаков ограничения скорости.