Руководители крупнейших российских корпораций, по инерции именуемые прессой олигархами, приглашены в Киев на встречу с президентом Ющенко накануне первого визита к нему Владимира Путина. Они увидят Ющенко раньше Путина.
К президенту Ющенко приглашен примерно тот состав, который некогда ходил к российскому президенту. Теперь к российскому президенту этому составу ходить незачем. Потому что указания, что делать, а что не делать и на какой проект скидываться, удобнее передавать в индивидуальном порядке через доверенных лиц. Ведь сегодня собственность компаний, сохранность которой на Украине их руководители поедут обсуждать в Киев, в России гарантирована только лояльностью Кремлю.
Ситуация с активами российских олигархов на Украине несколько сложнее. Новый оранжевый кабинет действительно первыми же своими шагами и заявлениями подверг сомнению ранее оформленные права собственности. Неопределенностью и разноречивостью заявлений он создал примерно ту же ситуацию, что и Владимир Путин в России: не ясно, о каком количестве случаев неправильной приватизации идет речь, какие нарушения считаются значимыми, какие нет. В результате никто не может быть спокоен.
Да и смысл этой неопределенности отчасти похож на российский. Угроза пересмотра приватизационных сделок становится поводом для торга украинских властей с оппозиционным им крупным восточноукраинским капиталом.
В рамках той же логики лежит и приглашение российских «олигархов». Ведь Кремль не раз давал понять, что свое поражение на Украине окончательным не считает, а основным рычагом влияния намерен сделать восточноукраинскую оппозицию, которую он может поддержать в том числе и деньгами русского капитала. Прежде всего, того, чьи интересы представлены на Украине.
Однако смысл жеста Виктора Ющенко шире. Приглашая к себе российских олигархов накануне визита Владимира Путина, он дает понять, что вопрос о гарантиях российских вложений намерен обсуждать напрямую, а не через своего российского коллегу. Дает понять, что вопрос о развитии бизнеса на Украине следует решать в Киеве, а не в Кремле.
Между тем российский президент и его окружение, видимо, считают, что все вопросы российского бизнеса следует решать в Кремле.
Сейчас трудно сказать, удастся ли оранжевому кабинету разыграть карту приватизации в интересах укрепления своих позиций и в то же время не повторить путь президента Путина, втянувшегося в реальный передел собственности, конфликт с элитами и, как результат, перешедшего от идей рыночной модернизации государства к построению бюрократического авторитаризма.
Если Ющенко удастся найти более взвешенное решение старой проблемы, то Киев может сыграть действительно важную политическую роль на пространстве бывшего СССР.
<1>Когда Кремль сделал ставку на Януковича на украинских выборах, имелось в виду, что утверждение промосковского правительства в Киеве позволит сформировать союз государств, в котором власть контролирует бизнес через административные рычаги и который противостоит по своим внутренним принципам экспансии либерального Запада. Хотелось перенести путинскую модель отношения власти и бизнеса на Украину. Модель, в которой бизнес заведомо политически зависим от власти, спаян с ней и обслуживает ее интересы. В этой модели о гарантиях бизнесу и об условиях его деятельности на подведомственной территории договариваются именно власти.
Если же Ющенко удастся утвердить инвестиционный климат, основанный на открытых, публичных, правилах, удастся разорвать или, по крайней мере, ослабить коррупционную спайку власти и бизнеса, то Украина, несомненно, станет местом притяжения российских капиталов. Путинская модель — это модель интеграции и восстановления империи в старом, державном ее смысле. Альтернативная модель, основанная не на административных рычагах, а, напротив, на свободе движения капитала и прозрачности правил, позволяет обеспечить не меньший уровень интеграции.
В первом случае от интеграции выигрывает тот, у кого больше ресурсов и капитала, во втором — тот, у кого либеральнее экономический режим.
Некогда Анатолий Чубайс выдвинул идею «либеральной империи». Имелось в виду, что Россия должна отказаться от политической и силовой экспансии в пользу экспансии экономической и технологической. Путин сделал на Украине ставку на старый, традиционный вариант и проиграл. А Ющенко получил возможность перехватить инициативу и выступить лидером интеграционных процессов либерального образца.
В конце концов, говорят в Киеве, Москва отнюдь не всегда был центром и столицей тех земель, что простираются к востоку от Европы.