Всего сутки понадобилось назначенному президентом новому руководителю Корякии Олегу Кожемяко и курирующему его полпреду Пуликовскому для того, чтобы стабилизировать ситуацию с завозом топлива в регион. Уже с первой половины дня на лентах информагентств появились рапорты чиновников. Между тем президент Путин поручил и премьеру Фрадкову подключиться к процессу.
Таким образом, президент наглядно продемонстрировал, зачем нужен был закон о назначении и отстранении губернаторов. А его подчиненные — безукоризненную работу вертикали.
Единственный, кто не подчинился президентскому нагоняю, — это погода. И застрявший танкер с топливом так и ждет подхода ледокола «Магадан».
На самом деле корякская история не так проста. Афера с переведенными в счет поставок топлива деньгами вскрылась еще осенью, тогда же было возбуждено уголовное дело, которое в настоящий момент находится в суде, а проходящий по нему бывший вице-губернатор Соколовский — под стражей. Всю зиму топливо завозили в дальние поселки Корякии ровно таким же образом, как и в последние дни, т. е. вертолетами. Да и нынешний завоз начался еще 8 марта, т. е. до формального отстранения губернатора и поручений президента о срочной нормализации ситуации. Все это, пожалуй, не снимает ответственности с губернатора Логинова, допустившего вице-губернаторскую аферу. Однако ситуация возникла отнюдь не в последние дни и развивалась в «штатном» режиме. Напротив, после подхода танкера ее острота в любом случае бы спала. И о бедствиях коряков жители России так бы ничего и не узнали, если бы не репортажи по центральным телеканалам, прошедшие как раз накануне решительного выступления президента.
На Дальнем Востоке прекрасно знают интригу произошедших событий. Ее комментируют даже высокопоставленные чиновники. Олег Кожемяко, новый президентский назначенец, — видный приморский бизнесмен, особо приближенный к бывшему губернатору Наздратенко. Еще в 1997 г. в газете «Известия», в статье «Мафия и море», рассказывалось о приватизации командой Наздратенко флота и рыбного промысла края, а г-н Кожемяко в то время являлся председателем совета директоров Преображенской базы тралового флота, которая в 1997-м стала собственностью ООО «Приморское». После отставки Наздратенко Кожемяко остался одной из заметных фигур, оппозиционных новым властям. Однако г-н Дарькин и сам не чужд интереса к флоту и рыбе, а потому старой команде приходилось сдавать позиции в этой сфере.
В такой ситуации соседняя Камчатка выглядела совершенно логичной альтернативой Приморью, в котором после триумфального переназначения г-на Дарькина на посту губернатора бизнес-группе, близкой к прошлому губернатору, радужное будущее не светило. И в начале декабря 2004 г. Олег Кожемяко участвовал в выборах камчатского губернатора, на которых занял третье место. А вскоре после этого оказался в кресле вице-губернатора Корякии. «К этому все шло. Всем было понятно, что не это было самоцелью Кожемяко, что он имеет виды на более высокий пост. В этом мы, собственно говоря, и убедились», — прокомментировал, по сообщению ИА Regnum, вчерашний президентский указ мэр Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов.
По мнению местных экспертов, дальнейшее развитие событий может выглядеть так: помощь федерального правительства, оказанная по прямому распоряжению Путина, позволит Кожемяко продемонстрировать успехи в нормализации ситуации в Корякии, а после объединения Корякского округа и Камчатки он становится главным кандидатом на пост главы региона (губернатора Машковцева в Москве откровенно не любят, что демонстрирует и возбужденное против него уголовное дело).
Вся эта комбинация позволит Кремлю, разведя по разным регионам, разрешить конфликт двух мощных приморских бизнес-групп, имеющих независимые каналы влияния и в Москве. Эффектно продемонстрировать новую систему взаимоотношения с региональными главами в действии. Продемонстрировать решительность президента. (В связи с негативным трендом президентского рейтинга в Кремле озабочены поиском экстренных мер, способных переломить тенденцию, и, по всей видимости, успехи на чеченском и корякском направлениях — как раз из таких мер.)
Но, самое главное, корякская операция позволяет де-факто утвердить право Кремля на отстранение избранных губернаторов.
В своем странном указе «О Логинове В. А.» (необычное название указа, кстати, видимо, также связано с правовой коллизией, которая в нем заключена) президент ссылается на норму нового закона о назначении губернаторов, позволяющую президенту отстранять их от должности «в связи с утратой доверия», т. е. фактически по своему усмотрению. Естественно, с точки зрения российской Конституции, такая норма не может быть распространена на избранного губернатора. Полномочия президента по прекращению деятельности избранных населением органов по Конституции ограничены одним случаем — правом роспуска Государственной думы в оговоренных Конституцией случаях.
Отстраняя своим указом избранного населением губернатора, президент Путин вступает в прямое противоречие с базовым принципом народовластия, изложенным в статье 3 главы первой Конституции.
<1>Пункт 3-й статьи гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». А пункт 4-й: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Принцип народовластия заключается в том, что право проголосовавшего народа не может быть отменено ни одним должностным лицом и ни одним органом власти в стране. Лишить полномочий избранное лицо можно, лишь доказав, что оно грубо нарушает закон, т. е. по суду. При этом положения Конституции имеют прямое действие, а уж положения первой главы — тем более. И ссылка на статью недавно принятого закона здесь несостоятельна.
Утверждение нового порядка, игнорирующего неудобные Кремлю конституционные принципы, и было, видимо, главным политическим выигрышем президентской администрации в корякской операции, удачно вписавшейся в местную политическую бизнес-интригу.
А г-н Логинов — глава маленького северного региона с 30-тысячным населением, да к тому же еще находящийся под угрозой привлечения к уголовному делу вице-губернатора Соколовского — идеальная опытная мишень. Как справедливо отметил спикер Думы Борис Грызлов, решение об отстранении губернатора «будет иметь профилактический смысл». Его послание адресовано избранным губернаторам, сроки полномочий которых истекают нескоро и которые могли бы счесть себя на весь период подготовки к президентским выборам юридически защищенными. В Кремле спешат.