Финал предвыборной кампании на Украине драматичен. Безобидная на первый взгляд война рейтингов, согласно которым то Виктор Янукович обходит своего конкурента на 10 процентных пунктов (версия Глеба Павловского), то, напротив, Виктор Ющенко побеждает с 6-процентным опережением (данные на середину прошлой недели трех украинских социологических служб), постепенно конвертируется в уличную войну. Ющенко, выбывший по причине загадочного отравления из предвыборной кампании более чем на месяц, потерял не только возможность рекрутировать избирателя своим немалым личным обаянием, но и остался в информационном меньшинстве. За ним — только Пятый канал, который вдруг спешно стали закрывать, против него — вся информационная машина массовых электронных и печатных украинских и российских СМИ. На его стороне — призывы к избирателям самим превратиться в наблюдателей на выборах, против — возможность бесконтрольного вброса бюллетеней за Януковича, импортируемых с предвыборных участков в России. В его пользу — простое сравнение с действующим премьером, про которого рассказывают анекдот: женщина, увидев Януковича, раздосадованно говорит классическую фразу из другого анекдота: «Ой, яйца забыла купить!». И хотя кандидата власти свалило с ног простое куриное яйцо, а его биография, былая уголовная и нынешняя «крышевательно»-олигархическая, полна темных мест и белых пятен, за Януковича — весь объединенный административный ресурс политических элит двух стран.
Впрочем, в разговоре Виктор Ющенко, как и положено экономисту, чья биография формировалась на разных ступенях системы украинского отделения Госбанка СССР, а затем — с 39 лет — на посту председателя Нацбанка независимой Украины, делает акцент на финансовых и экономических проблемах. Так называемый социальный и антикоррупционный пакет указов, который, по сути, стал предвыборной программой кандидата от оппозиции и бывшего премьера, хотя и содержит меры, которые взял бы на вооружение почти любой претендент на президентский пост, тем не менее вполне конкретны. Как, например, проект указа об уменьшении числа проверок субъектов предпринимательской деятельности. «Этот пакет, — говорит Ющенко, — определяет задачи первого года президента, хотя бы для того, чтобы дать людям веру в возможность лучшего будущего».
Лидер «Нашей Украины» напоминает, что в период его премьерства товарооборот с Россией увеличился на 27%, а восточный сосед нужен Украине еще и потому, что это «очень емкий рынок». «Если экономическое сотрудничество России и Украины будут контролировать по три-четыре «семьи» с каждой стороны, мы упустим колоссальные возможности», — констатирует Виктор Ющенко, несколько лет назад благополучно разрешивший вместе с тогдашним российским премьером Михаилом Касьяновым газовую проблему, и продолжает: «Соседство с Россией девальвируется, мы теряем друг друга, у нас уже формируются разные культуры — инвестиционная, таможенная, фискальная».
Самая болезненная проблема — ход предвыборной кампании: «Честно выиграть выборы в Украине власть не сможет. Поэтому ей остается или расправиться с кандидатом от оппозиции физически, или фальсифицировать результаты выборов, или пустить в ход силовой вариант». Все три сценария, описанные Ющенко, надо признать, вполне могут быть реализованы. Манипуляции с «запасными» бюллетенями и открытием многочисленных участков в России при игнорировании значительной части голосов граждан Украины, работающих в других, преимущественно европейских странах, — только часть картины, которая дополняется информацией о переполненности киевских казарм и освобождении от пациентов столичных больниц. Виктор Ющенко избегает прямого ответа на прямой вопрос о возможности бархатной революции, говоря только о том, что обе противоборствующие стороны должны консолидироваться и предъявлять друг другу доказательства того, что выборы прошли честно. Вполне очевидно, что такой сценарий едва ли может быть реализован, и поэтому Ющенко повторяет, что его сторонники должны избегать любых провокаций: «Мы даже в принципе отказались от участия в событиях 28 октября (военный парад в честь освобождения Киева при участии Владимира Путина. — «Газета.Ru»). Хотя я видел за время кампании разных избирателей. Есть и такие, кто никогда не смириться с тем, что его голос украли».
На вопросы о признании русского языка вторым государственным, о взаимоотношениях Украины с Евросоюзом и НАТО, об «американской» жене Ющенко явным образом уже устал отвечать: «Почему вообще проблема языка должна разделять нацию? В соседних странах уже норма — говорить на нескольких языках, в том числе иностранных. А мы до сих пор владеем и украинским, и русским со словарем.
Много лет назад Кучма обещал придать русскому языку статус государственного и не выполнил своего обещания. И вдруг этот сюжет всплывает за три недели до выборов.
<1>И Кучма и Янукович сейчас у власти — они должны не обещать, а просто сделать это. То же самое и с Евросоюзом и НАТО: власть сама приняла государственную стратегию сближения и с ЕС, и Североатлантическим альянсом — это решение просто надо исполнять, вот и все. Вместо этого начинаются метания между Брюсселем и Москвой, в результате нас не уважают ни там, ни там. Нам говорят, что нас не хочет Европа. Конечно, если в Украине криминальное правительство, плохо работающая экономика, коррумпированные суды — кто захочет с нами работать? Между тем ЕС уже у наших границ. Евросоюз — самый лучший покупатель, и если кто-то при определенных обстоятельствах мог бы купить наши товары, давайте изучать эти обстоятельства. Такой же должна быть и стратегия по отношению к России.
Это не проблема Европы, или России, или украинского бизнеса — это проблема украинской власти».
Виктор Ющенко терпеливо пересказывает историю семьи своей жены, чьи родители познакомились в Германии, куда теща в годы войны была угнана на работы, а тесть, бежав из концлагеря, был пойман и оказался в каменоломнях. Прожив послевоенные годы в Америке, семья вернулась уже в независимую Украину. «И что, этот человек — американец? — задается риторическим вопросом Ющенко. — Сейчас идет четвертая волна украинской эмиграции — 7 миллионов человек уехали из Украины. А семья моей жены вернулась и уже 13 лет живет здесь. У нас трое детей — от шести месяцев до шести с половиной лет, и, поверьте, моей жене физически сложно заниматься шпионажем в пользу США».
…Говорят, в Киеве обтрясли каштаны, чтобы столь экзотическим способом застраховаться от «каштановой революции». Возможно, это последняя продвинутая технология российских консультантов кандидата Януковича, которые не использовали в своей деятельности разве что практику вуду. А может быть, это просто шутка местных журналистов, свидетельство того, что ситуация постепенно выходит из-под контроля — и власти, и обоих кандидатов.
Киев--Москва