Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Военная тайна неэффективности

Расходы на оборону все равно вырастут. Никуда мы от этого не денемся, но все дело в том, чтобы они не выродились в неэффективные расходы.

Расходы на национальную оборону в бюджете-2005 увеличены на 28% по сравнению с 2004 годом. Однако военные тщательно скрывают, куда эти деньги пойдут. Само по себе увеличение расходов — неизбежность, считает заведующий лабораторией военной экономики ИЭПП Виталий Цымбал, важно, чтобы они дали эффект, а это возможно только при наличии эффективного контроля и открытости структуры трат. Кроме того, параметры военного бюджета-2005 ведут к срыву сроков важнейшей из военных реформ — реформы комплектования армии.

Виталий Иванович, как вы оцениваете военную часть бюджета 2005 года?

— Мы в лаборатории военной экономики ожидали от бюджета гораздо больше, чем увидели. Перед этим было постановление правительства, в котором говорилось, что концепция разработки бюджета будет совершенно иной, что будет ориентация на результаты, которые должны быть получены за выделенные деньги. Было бюджетное послание президента, из которого я бы хотел привести два тезиса: «Прозрачная военная экономика — это необходимое условие реформы» и «Гражданский контроль за эффективностью идущих в армии преобразований должен быть обязательным». Что мы видим в бюджете с точки зрения военных расходов? К военным расходам мы относим расходы на национальную оборону и часть расходов на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность, которая направляется на нужды внутренних войск МВД и погранвойск.

Расходы на оборону в долях ВВП составят 2,8%. Этот показатель находится в пределах средней нормы, которой руководствуются большинство государств в мире. С учетом роста враждебных факторов, прежде всего международного терроризма, можно было ожидать и большей величины. На национальную оборону расходы по номиналу увеличились на 28%, с учетом инфляции реальное увеличение составило около 17%.

Но, к сожалению, мы не увидели и не услышали из уст представителей Минобороны, на что пойдут возросшие средства.

Доля средств на оборону во всех расходах федерального бюджета тоже невелика по сравнению с многими государствами мира. На национальную оборону идет чуть более 17%. Если добавить еще расходы на внутренние и погранвойска, то все равно это менее 20%.

Что положительного мы нашли в проекте бюджета? Во-первых, возросли расходы на решение социальных проблем военнослужащих. Предполагается увеличить денежное довольствие военнослужащих. Запускается ипотечная накопительная система. Причем, как можно понять из бюджета, на сумму даже большую, чем необходимо для привлечения в эту систему только выпускников военных училищ. Видимо, принято решение включить в систему тех, кто закончил военные вузы двумя-тремя годами ранее. Предусмотрено строительство служебного жилья, выделение средств на переход на контрактную службу.

Заметно внимание к прикладным исследованиям, причем в этом году оно, на наш взгляд, гипертрофированное. Эта позиция показана отдельно, и, видимо, в ней сосредоточены не только сами исследования, но и опытно-конструкторские разработки. Так это или нет, еще предстоит выяснить. На этом бы я закончил разговор о положительных моментах.

Нет никакой увязки расходов с их содержанием ни в бюджете, ни в сопровождающих его документах, ни в разъяснениях военного руководства. Все годы мы боролись с этой закрытостью. И каждый год было одно и то же: представляется проект бюджета, в котором военные расходы не раскрывались, и потом мы добивались хотя бы частичного его раскрытия. Так вот, в этом году положение стало еще хуже.

Расходы на национальную оборону по целевым статьям и видам расходов закрыты на 43%.

Из них на содержание вооруженных сил — на 34%, на военно-техническое сотрудничество — на 45%, а то, что названо прикладными научными исследованиями, — почти на 100%. А ведь в целевых статьях и видах расходов раскрываются только групповые классификации. Там нет конкретных работ, их содержания, то есть того, что принято относить к военной тайне.

Напомню, что по закону о государственной тайне в бюджете должны быть засекречены только три вида расходов: на разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность.

Все остальное с точки зрения расходов должно быть открыто. К сожалению, это положение не выполняется.

— А на что направлены возросшие расходы?

— Как раз это и закрыто от анализа. Целевые статьи и виды расходов закрыты. И на ваш вопрос ответить затруднительно.

— Предстоящее увеличение расходов мы тоже не сможем контролировать?

— Увеличение расходов все равно предстоит. Никуда мы от этого не денемся, но все дело в том, чтобы они не выродились в неэффективные расходы. Вот в чем сейчас состоит вопрос, и вот почему опасна закрытость. Я позволю себе такой пример. Например, идет эпидемия гриппа, и ясно, что нужно потратить деньги, чтобы ей противостоять. Но можно деньги потратить на экстрасенсов, знахарей и проч., а можно на нормальную эффективную профилактику.

Рост расходов неизбежен, но нельзя прятать его за общей формулировкой «антитеррористическая деятельность». Эффективность этих мер должна рассматривать какая-то парламентская комиссия, независимые эксперты, а не только те, которые все стараются спрятать.

Недостаток бюджета еще и в том, что, как и в прошлые годы, внебюджетные средства в бюджете не высвечиваются, соответственно, выходят из-под контроля. Остаются только лозунги, например, что служебное жилье в основном должно строиться не за счет федерального бюджета, а за счет тех средств, которые военная организация получит от излишков недвижимости, земли и так далее. Но поскольку объем средств нигде не указывается и не контролируется, то строительство служебного жилья может быть сорвано. Точно так же по-прежнему по утилизации вооружений и военной техники записаны расходы, но не указаны доходы. А любая утилизация всегда должна давать доход.

— Как отразилась в бюджете подготовка к реформе комплектования?

— Негативный момент в бюджете-2005, на наш взгляд, заключается в том, что в нем нет средств на подготовку к предстоящему сокращению продолжительности военной службы.

Мы знаем, что президент уже объявил, и в постановлении правительства было записано, что с 2008 года переходить на существенно сокращенный срок службы. Продолжается спор, должно ли сокращение произойти до шести месяцев или до года, но в любом случае количество лиц, призываемых на военную службу, возрастет. К этому надо готовится: готовить учебные воинские части, преподавателей, соответствующую материальную базу. Ничего этого в бюджете нет, а до перехода к сокращенному сроку службы осталось всего пара лет.

— Как идет рассмотрение закона о переходе на сокращенный срок службы?

— В настоящее время готовится переход к сокращению службы по призыву. Есть разработки законопроектов, но вопрос пока не решен. Если он не будет рассмотрен и принят, то финансирование будет идти в соответствии с ранее принятой федеральной целевой программой. Это значит, что переход на контракт будет сравнительно медленным.

Более того, появился риск, как я уже сказал, что недоукомплектуют, потому что начало отставать денежное довольствие от средней зарплаты по стране.

— В этом году должен начаться переход солдат и сержантов на контракт. Как эту программу вы оцениваете с точки зрения бюджета?

— В бюджете заложен недостаточный уровень расходов на контрактников, и будут трудности с их набором. Из того, что открыто, ясно, что финансирование перехода на контракт идет в соответствии с ранее намечавшимися расходами на эти цели. Судя по тому, что растет средний уровень зарплаты, на сегодняшний день этих средств будет недостаточно.

Уровень денежного довольствия контрактника, который заложен в бюджет, ниже того уровня, который был получен на основании социологических исследований.

Для того, чтобы люди в нужном количестве согласились заключить контракт, денежное довольствие должно быть ориентировочно на 20% выше средней зарплаты по стране.

Это подтверждают многократные социологические опросы. Такое повышение денежного довольствия солдатам-контрактникам в бюджет не заложено. В связи с чем ставится под угрозу выполнение федеральной целевой программы по переходу на контрактный способ комплектования. Когда повышают оклады офицерам и генералам, то это сказывается на надбавках, которые рассчитываются, исходя из оклада, так что реальное повышение выше, чем записанное. Но у рядовых контрактников таких надбавок нет.

— То есть фактически программа перехода на контракт замораживается на год?

— Есть риск недобора. Так правильнее говорить.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Exeed начал продажи кроссовера Era ET
Лукашенко восхитился парадом Победы в Москве
США не готовы объявлять решения по активам России
ФРГ планирует поставить Украине еще три РСЗО HIMARS производства США
Испанский судья назвал катастрофой незасчитанный гол «Баварии» в ворота «Реала»
Вера Брежнева заинтриговала фото с бриллиантовым кольцом на пальце
Лукашенко заявил, что Украина не должна быть плацдармом для нападения
«У него ноги не шли»: томичка рассказала, как спасала 98-летнего ветерана ВОВ на параде Победы
На китайском рынке появился автомобиль Panda Karting от Geely
Армянская оппозиция рассказала, сколько займет процесс импичмента Пашиняна
Названа родительская ошибка, ухудшающая поведение ребенка
Стало известно, помогает ли цинк быстрее избавиться от простуды
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Все новости