Все-таки Чебурашку правильно назначили талисманом олимпийской сборной России. Очень маленькая голова (чтобы не думать), большие наивные глаза (чтобы смотреть, но не видеть), очень большие уши (чтобы все-все слышать) и безраздельная преданность крокодилу — вот портрет настоящего героя нашего времени.
Путь Чебурашки — типичная российская карьера. Траектория этой карьеры адекватно описывается формулой «из грязи в князи». По такой траектории развивалась карьера тысяч российских политических деятелей, возникавших не пойми откуда и получавших oгромадную власть. Пути два — вовремя подружиться с вождем или чем-то приглянуться ему, когда он уже на троне. В этом смысле торговец пирожками Алексашка Меншиков, ставший первым министром при царе Петре Алексеевиче, практически ничем не отличается от Михайлы Фрадкова, а Гришка Распутин, так лихо зажигавший при дворе последнего русского императора Николая II, от Бориски Грызлова.
Чтобы получить высокий пост в России, не надо иметь острый ум (острый ум здесь вообще иметь не надо), организаторские способности, личное обаяние и все такое. Как не подивиться прозорливости вождя мирового пролетариата, резонно подметившего, что в России «каждая кухарка может управлять государством»? «Может» не значит «способна», а значит «может получить такую возможность». Ну не каждая, конечно, кухарка. Только, например, если она из Санкт-Петербурга. Если варила щи в петербургской мэрии Сами-Знаете-Кому. Или если удачно соседствовала Сами-Знаете-с-Кем в каком-нибудь дачном кооперативе. Или если училась Сами-Знаете-с-Кем в одно время в одном высшем учебном заведении.
Разумеется, кумовство есть везде, и любому правителю хочется работать не только с единомышленниками, но и с друзьями. Это вполне естественно и нормально. Но, пожалуй, только в России никто не смотрит ни на какие деловые качества при подборе этих друзей во власть.
Только у нас дружба важнее службы и чаще всего вообще подменяет собой службу.
В песенке из мультфильма Чебурашка простодушно рассказывает историю своей жизни: «Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет. Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка при встрече сразу лапу подает». Чем не история взаимоотношений, например, министра экономики Германа Грефа с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Когда Фрадков сидел простым представителем России при Евросоюзе, министр Греф приезжал к нему в Брюссель «кумом королю» и даже, говорят злые языки, не слишком лицеприятно, даже отчасти высокомерно беседовал с более мелким чиновником. А теперь вон как времена повернулись — приходится подчиняться. Или вот история с приморскими руководителями. Когда-то, говорят злые языки, нынешний мэр Владивостока Владимир Николаев, будучи Винни-Пухом (чудный мишка, кстати, уже побывал талисманом не то что нашей сборной — целой московской Олимпиады), натурально «крышевал» нынешнего приморского губернатора, а тогда бизнесмена Сергея Дарькина. Теперь же все изменилось. Хотя что, в сущности, изменилось? Просто «крышами» поменялись.
«Мне не везло сначала, и даже так бывало — ко мне на день рожденья никто не приходил. Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный, он самый лучший в мире крокодил», — продолжает простодушный Чебурашка. Главное у нас — не ошибаться насчет того, кто самый лучший в мире крокодил.
В душе, конечно, можно думать что угодно, но в публичной политике всегда важно быть «вместе с Геной» и другим рассказывать, какой он «необыкновенный».
~ Иначе тебя ждет маргинальный путь политических изгоев вроде старухи Шапокляк.
Скажу честно, мне очень нравится Чебурашка, хотя я знаю людей, которые называют его, страшно сказать, жопой с ушами. Но мне казалось. что талисманом олимпийской сборной должен быть кто-нибудь такой, кто олицетворяет спортивный дух нации. Ну раз уж Олимпиада — это спортивное соревнование. А Чебурашка — он такой неспортивный. Маленький такой. Правда, если он закроет глаза и прижмет уши к туловищу, станет немного похож на ядро, которое толкают толкатели ядра. Но потом я понял, что Чебурашку назначили символом вовсе не поэтому. В нем есть главное, что символизирует если не дух нации, то уж точно дух времени. Очень маленькая голова. Большие глаза. Очень большие уши. И безраздельная преданность крокодилу.