Международные финансисты разочаровались в России. Сначала МВФ подверг критике правительство, потом выводы доклада фонда подтвердил Всемирный банк. А во вторник представители руководство Standard & Poor's подробно объяснили, почему инвестиционного рейтинга России не видать.
Причина внезапного охлаждения мировых финансистов к российским властям — их действия в деле ЮКОСа. Сама перемена отношения состоялась две недели назад, когда фактически был запущен процесс банкротства НК ЮКОС, а МВФ впервые за последние годы жестко прошелся по экономической политике правительства. С тех пор критика властей РФ становится все громче по мере углубления процесса банкротства крупнейшей нефтяной компании страны.
Формально поток критики в адрес России со стороны, например, Международного валютного фонда был вызван более чем спорным решением правительства направить часть Стабилизационного фонда на социальные нужды уже в 2005 году. Необходимость проведения столь экстренной меры возникнет в результате снижения единого социального налога, каковое приведет к образованию финансовой дыры в Пенсионном фонде. Дыру, наверное, надо как-то закрывать, другое дело, что Стабилизационный фонд, вообще-то, затевался не для финансового обеспечения программы снижения налогов, а на случай неблагоприятного развития ситуации на мировых рынках, когда денег в бюджете не станет из-за падения цен на нефть.
Выводы МВФ подтвердил неделей спустя еще один крупный институциональный кредитор России — Всемирный банк. Помимо грядущей растраты средств Стабилизационного фонда международные финансовые организации попеняли России на недостаточно высокие темпы проведения реформ и отток капитала. Первое — уже практически традиционный упрек, которого не избежал даже кабинет Касьянова, в отношении к которому международные финансисты были весьма лояльны.
А вот за указанием на слишком высокие темпы оттока капитала скрывается критика действий властей в деле ЮКОСа.
МВФ и Всемирный банк в силу своего статуса международных организаций вынуждены подчеркнуто дистанцироваться от внутриполитических проблем. Особенно в России и некоторых других странах Азии, где звучали обвинения в том, что эти структуры являются проводником политики Вашингтона. Организации, которые не связаны такого рода ограничениями, проявляют, соответственно, куда меньше такта по отношению к российским властям. Конрад Ройсс, управляющий директор подразделения суверенных рейтингов Standard & Poor's, заявил во вторник, что именно высокие политические риски являются главным препятствием к получению Россией инвестиционного рейтинга. Основными генераторами этого риска являются, по оценке S&P, неумелая административная реформа, парализовавшая целые блоки правительства, и действия правоохранительных и налоговых органов в деле ЮКОСа. «Даже если ситуация с платежным балансом будет и дальше улучшаться, этого может оказаться недостаточно, чтобы перевесить негативное воздействие высоких политических рисков», — говорит Ройсс.
Фактически администрация — в широком смысле — Владимира Путина поставлена перед крайне неприятным для нее фактом: одних только высоких цен на нефть, которые определяют прекрасное состояние платежного баланса в последние пять лет, для международного признания успехов России недостаточно. Необходимо также демонстрировать определенный прогресс хоть в чем-либо еще, а этого пока нет.
~ Напротив, практически на всех направлениях — полный провал. Реформа естественных монополий остановлена, административная реформа пока в качестве результата дала лишь недееспособное правительство, а налоговая — подорвала бюджет. В финансовой системе — банковский кризис. В политической — уродливая однопартийная система, создание которой, вероятно, является прогрессом с точки зрения офицера КГБ, но и только.
Очевидно, что поводов для критики режима Владимира Путина более чем достаточно. Есть у западных наблюдателей и причина критиковать этот режим, куда более близкая их сердцу, чем провал, скажем, налоговой или военной реформы в далекой России. Это дело ЮКОСа. Неопределенность вокруг судьбы этой компании нервирует мировые энергетические рынки, а перспективы ее банкротства толкают цены на нефть вверх. Эти толчки весьма ощутимы, ведь ЮКОС, как подметили сырьевые спекулянты, добывает нефти примерно столько же, сколько весь Ирак.
Ситуация в России существенным образом изменилась всего за какие-то полгода.
Сегодня никому и в голову не придет определять ситуацию в стране недавно еще столь популярным словом «стабильность».
Имиджевый эффект, достигнутый Владимиром Путиным за четыре первых года своего правления, практически сведен на нет.