Принятая Думой для стимулирования коррупции на дорогах поправка, наделяющая милиционеров правом снимать номера за отсутствие талона техосмотра, начала работать с понедельника. По замыслу думско-милицейского коррупционного лобби, эта мера должна восстановить рынок дорожных взяток, подорванный позапрошлогодними антикоррупционными поправками в Кодекс.
В понедельник остановленная милиционером знакомая имела с ним такой разговор. Гаишник доверительно-сочувственно сообщил ей о том, что новый порядок с сегодняшнего дня начал действовать, потому что пришла долгожданная директива начальства на этот счет. На наивный вопрос «сколько?» рассудительный гаишник отвечал: «Я вам скажу сейчас сколько, а вы потом заявите, что я у вас взятку выманивал; сами называйте». — Триста. — Мало. Дама достает 500. — «Ну, что вы как на рынке, ей Богу, — негодует страж порядка. — В документы купюру вложите!»
Тем временем мгновенно прореагировали на новую ситуацию и смежные рынки. Говорят, натуральный талон техосмотра у милиционеров можно приобрести теперь за $150, хотя еще недавно его цена не превышала $50–70.
Остроумную комбинацию милицейско-думского коррупционного комплота нельзя не оценить. Получается ведь что. Не слишком крупные штрафы за обычные нарушения правил благодаря помянутым антикоррупционным поправкам легко можно заплатить через сберкассу. И они пойдут в доход государства. А нарочито неприемлемая для большинства людей мера административного воздействия — снятие номеров — зато увеличивает на порядок размер взятки за отсутствие техосмотра. В результате, объем средств, получаемых непосредственно структурами ГИБДД, восстанавливается, но и государство получает свою долю рынка в виде официально уплаченных через сберкассу штрафов.
~Впрочем, рынок этот, видимо, кажется сотрудникам ГИБДД не слишком надежным. Покупка талонов станет явно более привлекательным способом взяткодачи, а потому устами замминистра внутренних дел Александра Чекалина милиционеры приступили к популяризации среди сочувствующих им законодателей новых взяткоемких мер ужесточения наказаний.
Вся эта ситуация не свидетельствует о какой-то природной порочности как сотрудников ГИБДД, так и российских водителей. Она свидетельствует о порочности государственного уклада. Ведь, что происходит: государственная машина не способна собрать с нарушителей законные штрафы, а затем из этих средств обеспечить сотрудникам ГИБДД приемлемый уровень законных доходов. А потому и выстраивает на законодательном уровне систему милицейского кормления: часть своего рабочего времени инспектор уделяет прямым обязанностям, часть — сбору положенной мзды. В сущности, и «оборотнями» милиционеров делает то же самое государство, изначально приучая их, что форма и фуражка — это высокоэффективный инструмент зарабатывания денег.