Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Инаугурация наоборот

На самом деле президент Путин вступил сегодня не в старую, а в новую должность.

Накануне собственной инаугурации г-н Путин встретился с председателем Центризбиркома Вешняковым, чтобы поговорить о демократии. А с кем еще? В том властно-бюрократическом универсуме, в рамках которого живет и бьется мысль российского президента, демократия — такой же объект государственной опеки, как транспорт или пенсионеры. Г-н Вешняков полностью соответствовал ожиданиям патрона: чиновник бойко рапортовал об успешной работе системы «ГАС-Выборы», которая выдает результаты голосования быстрее, чем где-либо в мире. Президент кивал: приятно, когда в такой сложной сфере государственного управления, как демократия, такой образцовый порядок, подтянуть бы вот транспорт и пенсионеров до этого уровня.

Таким образом, на встрече было выражено общее удовлетворение проведенным экспериментом — отладкой избирательной машины, действующей в условиях полной централизации ресурсов политической деятельности в руках Кремля. Именно это и стало содержанием нынешнего российского политического цикла.

Затем президент заговорил о партиях. Полагаю, что сорок шесть зарегистрированных партий — оптимальное число для того, чтобы граждане сделали свой выбор (пошутил). Минюст, мол, намекает, также эффективно поработал. Дальше, однако, про важное — про то, что президента Путина интересует на самом деле: для того чтобы партии были влиятельными, для того чтобы они могли действовать на уровне муниципальных образований и регионов, они должны быть действительно сильными.

О чем говорит Путин? О Коммунистической партии Советского Союза. Отстроив в боях и трудах бюрократическую вертикаль, всякий российский правитель подходит к осознанию того факта, что она чрезвычайно громоздка, слабо управляема и составлена из кусков и обрезков все той же местнической патерналистско-феодальной системы. Особенно трудноуправляемой в ситуации, когда пространство публичной политической конкуренции скукожилось и потеряло цвет. А уж уровень муниципальный и вовсе оказывается вне зоны видимости тех, кто наверху пирамиды. Мысль, поблуждавшая по примерам из мировой практики — там Китай, тут Чили, Турция, в конце концов, — сама собой разворачивается к консервативной мудрости советских вождей. Когда в параллель с хозяйственно-административной распределительной вертикалью была выстроена еще одна — контрольно-распорядительная, партийная вертикаль.

Именно в этом направлении движется сегодня корабль кремлевской «Единой России». Своеобразного плацдарма для внутрибюрократической конкуренции и политического рычага давления на различные этажи аппарата, трудно достижимые с самого вертикального верха.

Призыв к строительству именно крупных партий, на первый взгляд, весьма прогрессистский, приобретает особый смысл в условиях, когда политические ресурсы максимально централизованы и напрямую контролируются Кремлем. Крупные партии, о которых говорит Путин и которые намерен строить Кремль, в рамках корпоративистского бюрократического капитализма должны обеспечить определенный уровень конкуренции внутри властно-бюрократического слоя. Эти заведомо «встроенные» в государственно-бюрократическую систему партии должны стать особыми шлюзами бюрократической системы, дополняющими стройную иерархию чиновной вертикали еще одной, независимой от нее иерархией. А их конкуренция, по замыслу, должна обеспечить высшим этажам — этажам политической власти — надежную систему управления и контроля.

~ Конечно, скажут скептики. Все это как-то само собой так складывается постепенно в уставших от разнообразных управленческих моделей и образцов головах начальства по мере того, как цены на энергоносители грозят вступить в почти что брежневский зенит. И, несомненно, скептики тут будут правы. Эта модель «бюрократической избыточности» весьма зависит от «избыточности» привлеченных в систему и распределяемых через нее ресурсов. И, как показывает опыт, когда этих ресурсов становится критически мало, система просто рассыпается.

Но кому досуг думать о дождях и осени в такие радостные майские дни?

А что до самой инаугурации, то в контексте отстроенной корпоративистско-бюрократической политической системы, в контексте тех своеобразных выборов, которые подтвердили полномочия президента не столько в режиме политической конкуренции, сколько в режиме административной безальтернативности, процедура эта явно поменяла свой смысл. По Конституции она задумана как ритуал присяги избранного политика, вступающего в высшую государственную должность. Здесь же она есть акт присяги нации и властно-бюрократических кланов тому, кто оказался наверху пирамиды и признан на ближайшее время быть ее «смотрящим».

Новости и материалы
Конгресс США пригласил премьера Израиля выступить на совместном заседании палат
Российский морпех «Самурай» взял в плен «Бабу-Ягу»
Дачников ждет суровое наказание за выращивание популярного цветка на участке
В Европе потребовали начать переговоры по Украине
«Погибшие шли домой после работы»: очевидец рассказал об атаке ВСУ в Крыму
В ФМБА рассказали об эффективном способе защиты от FLiRT
Товарооборот России и Белоруссии вновь вырос
Новые фигуранты могут появиться в деле начальника управления департамента МО РФ
Спрос на пионы в России резко вырос за последние два года
В США построят два новых ракетных фрегата за $1 млрд
Критик Соседов объяснил, почему не будет слушать новый трек Пугачёвой
В Турции предложили премии за доносы на неплательщиков налогов
Трамп заявил, что США лишились уважения при президентстве Байдена
Белоруссия окажет помощь пострадавшим от паводков Оренбургской и Курганской областям
TikTok вводит «политическую» цензуру
Методист дала советы, какие темы повторить перед ЕГЭ по русскому языку
Власти Крыма призвали не публиковать видео ударов ВСУ после массированной атаки
ФСБ на Камчатке задержала экс-инспектора паспортно-визовой службы
Все новости