Неустанный поиск национальной идеи, напоминающий старую игру советских времен «Если бы директором был я» (в первую очередь, по актуальности), включает в себя в том числе и попытки создания системы общенародных праздников. При этом, с точки зрения ответственного за идеологию сектора власти, необходимо, чтобы эта система выполняла одновременно и идеологические, и социальные задачи.
С социальными проще: в любом случае настоящий праздник тот, который объявлен официальным выходным днем. С идеологией все обстоит сложнее, поскольку событий, равно воспринимаемых властью и населением, крайне мало — неоспоримый Новый год и 9 Мая (последний, во всяком случае, пока живы поколения, имеющие представление о цене вопроса). Есть, правда, еще совершенно загадочный день 8 Марта — удивительным образом одновременно феминистский и антифеминистский. Вот наше уважение и любовь к женщине сегодня, а завтра и остальные 364 дня в году — все свободны, всем спасибо.
Все остальное имеет мало сакрального смысла для тех, кому предложено ликовать и праздновать.
В принципе, все эти остальные праздники в России имеют стандарты реализации как по социальной, так и по идеологической составляющей. В смысле того, что выпивают и закусывают, бьют стеклянные бутылки оземь и о стены (это, правда и увы, характерно и для будней), а те, кто помоложе, дополнительно в ночное время оглашают окрестности звуковым куражом в виде криков или хорового пения известных текстов с оригинальными мелодиями. С этой точки зрения, поди отличи Первое мая от 23 Февраля или того же 8 Марта. И, разумеется, прошедшее 7 Ноября здесь тоже не подкачало, как его ни называй: День примирения, День революции или октябрьского переворота.
Так что население, которое избиратель, слабо реагирует на конкретный повод, по которому гуляет. Разумеется, значительная его часть проводит эти дни более спокойно, а некоторые — и более культурно, но потому тем более независимо от темы, приведшей к выходному дню.
В условиях современной политической жизни и идеологическая часть гуляний также унифицируется и специализируется больше на конкретных текстах конкретных партий и политиков, нежели на том поводе, по которому эти тексты произносятся. Политические партии и их лидеры, дорывающиеся до телевизионной аудитории, мало интересуются тем, что принято называть информационным поводом для выступления.
Складывается впечатление, что все они действуют, как щедринский генерал-губернатор, у которого в голове играл органчик.
Достаточно послушать — за редким исключением — несколько выступлений одного и того же человека (например, Глазьев и природная рента) — и полное впечатление, что у него есть специальное входное устройство для СD-ром и этот самый диск. Вначале — первое предложение про место и время, и дальше — вставил и поехал. Во всяком случае этим можно логично объяснить, что весь постоянный набор «гостей» телепрограмм чаще всего говорят одно и тоже, вне зависимости от обсуждаемой темы, задаваемого вопроса, никогда не слушают собеседника или оппонента, а на последнего стараются даже не смотреть. Такое небольшое политическое косоглазие. И неважно, повторимся, по какому, собственно, поводу эти «народные» — как бы помягче сказать — самовыдвиженцы явились перед экраном — в связи с Днем Конституции или, наоборот, бывшим Днем трудящихся — понятно, что всегда в связи с собственным пиаром.
Заметим, кстати, что перекраска праздников (смена названия при сохранении дат), как и прилепливание нового текста к старому гимну, больше смахивает на самообман. Если не подумать худшего и не назвать это просто обманом.
~ А тот факт, что в этом году 7 Ноября совпало с началом предвыборной кампании, ситуацию не изменяет и не отменяет. Скорее, угрущает. Достаточно было посмотреть показанную в этот день, но записанную заранее «Свободу слова» на НТВ. Комментировать выступление г-на Рогозина было бы негигиеничным, но для примера достаточно диалога представителей СПС и «Яблока». Первые говорят о необходимости объединения и предлагают повнимательнее посмотреть, что происходит в стране. А вторые обвиняют первых в черном пиаре и больше ни о чем ни говорить, и ни слушать не хотят. На этом фоне ЕдРо проводит в традиционном для подобного месте партхозактив на тему «что надо сделать будущему парламенту». То есть даже формально избиратели со своими выборными пожеланиями могут идти гулять — тем более праздник. А ЕдРо, словно уже — до выборов — стало партией парламентского большинства, начинает «рабочие» — по их же словам — заседания.
Все по Иосифу Бродскому: «Холуй трясется, раб хохочет, палач свою секиру точит. Тиран терзает каплуна». А в целом, разумеется, — День примирения и согласия.