Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мифы и правда о российских средних классах

Российский средний класс решительно не похож ни на своих собратьев из развитых стран, ни на образы, навязываемые сегодняшнему обществу масс-медиа.

История социально-экономических реформ 1990-х в России уже перешагнула десятилетний рубеж. За этот период были осуществлены крупнейшие преобразования, изменившие всю архитектонику российской экономики и российского общества. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который свидетельствует о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно было бы воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России. Именно в силу политического характера проблема среднего класса окутана густой оболочкой предрассудков и мифов.

В поисках среднего класса…

Как определить, что такое «средний класс»? Если мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или, в лучшем случае, в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Первые назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. Кто же из них прав?

Есть все основания согласиться и с первым, и со вторым, и с третьим. А вывод прост — средние классы не могут быть описаны одним интегральным критериальным признаком. Средние классы — социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся: материальные ресурсные признаки — уровень доходов (расходов, потребления); объем накопленных сбережений; уровень имущественной обеспеченности; нематериальные ресурсные признаки — уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция; признаки социального самочувствия (самоидентификация) — стратегии успешного экономического поведения; самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям; самооценки комфортности нынешней жизни и пр.

Средние классы в цифрах

Как показало эмпирическое исследование, охватившее 5 тыс. российских домохозяйств, с точки зрения социально-профессиональных позиций, к среднему классу относятся 21,9% домохозяйств, по материальному положению — 21,2%, а по самоидентификационным оценкам — 39,5%.

На пересечении этих признаков находятся около 7% российских домохозяйств, то есть это семьи, обладающие всеми базовыми характеристиками среднего класса. Это бесспорный и наиболее стабильный средний класс, так называемое ядро средних классов.

Вместе с тем группа домохозяйств, обладающих только двумя характеристиками, настолько близка к средним классам, что нельзя не принимать их во внимание, особенно, если мы хотим не только зафиксировать масштаб сегодняшнего среднего класса, но и попытаться понять, каковы перспективы его расширения, при каких условиях в него могут влиться новые социальные слои и какие именно из этих социальных слоев имеют наилучшие шансы. Двумя (любыми) признаками среднего класса обладают 12% российских семей. В результате обобщенный средний класс можно оценить в 19% от общего числа семей.

Много или мало?

Итак, средние классы составляют около 20%. Много это или мало — зависит от угла зрения. В любом случае эти результаты опровергают тезис «В России средних классов нет», как, впрочем, и антитезис «Подавляющее большинство россиян — средний класс».

20-процентная доля средних классов, хотя и уступает аналогичным оценкам размеров средних классов в развитых рыночных экономиках (60–70%), все же, на наш взгляд, достаточно весома. С другой стороны, тот факт, что лишь немногим более 50% российских домохозяйств обладают базовыми характеристиками, присущими среднему классу, не дает оснований и для излишнего оптимизма. По-видимому, 50% — это максимальная оценка потенциала среднего класса в обозримой перспективе при условии успешного социально-экономического развития страны. Именно эти социальные группы, относящиеся сегодня к средним классам лишь частично, не утратили шансов на перемещение в ядро средних классов и превращение в полноценный стабильный и уверенный средний класс.

Эмпирические измерения дают основания для большого числа нетривиальных заключений.

· Лишь немногим более трети домохозяйств (8,8% из 21,9%), обладающих набором признаков среднего класса с профессионально-социальной точки зрения, имеют удовлетворительное материальное положение. В упрощенных терминах это означает, что лишь треть образованных научилась зарабатывать.

· С другой стороны, не более трети российских семей с достатком (8,8% из 21,2%) имеют достаточно сильные профессиональные позиции. Опять же упрощая, можно сказать, что только треть умеющих зарабатывать достаточно образованны.

· Чуть более половины среднеобеспеченных семей (11,9% из 21,2%) относят себя к средним классам. Таким образом, материальный достаток далеко не для всех является гарантией высокой социальной самооценки.

· Меньше трети семей (11,9% из 39,5%), субъективно относящих себя к средним классам, имеют на то объективные основания, если судить по уровню их материального положения. Иначе говоря, субъективный средний класс значительно шире среднеобеспеченных групп населения.

· Также немногим более половины домохозяйств (12,2% из 21,9%) с социально-профессиональными характеристиками, присущими среднему классу, уверенно относят себя к таковому. Тем самым образование и профессия не всегда являются основанием для высокой самооценки.

· Менее трети «субъективных» средних классов (12,2% из 39,5%) объективно таковыми являются с социально-профессиональных позиций. Другими словами, субъективный средний класс существенно превосходит по размеру социально-профессиональный средний класс.

Ярко выраженная рассогласованность, «размытость» и разнонаправленность базовых социально-экономических характеристик среднего класса, которые в идеале должны были действовать одновременно и в этом случае выступали бы гарантией формирования не только массового, но и стабильного среднего класса, — вот, пожалуй, главный вывод, который следует из эмпирических измерений средних классов в России.

Несколько эскизов к портрету героя

На эмпирическом уровне российский средний класс решительно не похож ни на своих собратьев из развитых стран, ни на образы, навязываемые сегодняшнему обществу масс-медиа, которые опираются на будущую модель «общества потребления». Да, этот класс не слишком богат, но и не беден и располагает значимыми материальными ресурсами. Представители обобщенного среднего класса в целом зарабатывают почти втрое (в 2,86 раз) больше работников, к среднему классу не относящихся. Ядро средних классов совершенно очевидно относится к самым высокооплачиваемым работникам. Размер их оплаты более чем в 4 (в 4,11) раза превышает оплату остальных работников. Средний класс демонстрирует высокую трудовую активность — в нем не имеют занятия лишь 8% от людей в возрасте экономической активности, в то время как у других групп этот показатель достигает почти 20%.

::: Его представители обладают относительно высоким уровнем образования, позволяющим успешно конкурировать на рынке труда и действовать в других экономических сферах, однако утверждение, что этот ресурс неисчерпаем, было бы слишком оптимистично. Средний класс довольно высоко оценивает свой общественный статус. Более 87% его представителей признают, что смогли адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Однако и в этих условиях средний класс вряд ли имеет гарантии стабильности своего положения. Именно поэтому он борется за это положение, демонстрируя более активные социально-экономические стратегии, чем прочие социальные группы.

~ В то же время не следует его и идеализировать или же приписывать несвойственные ему черты. Он не трудоголик, а вполне рационален в распоряжении своим рабочим временем и досугом. Представители среднего класса не слишком дальновидны и не особенно заглядывают в свое пенсионное будущее. Средний класс вполне вписался в теневые экономические практики и вовсе не борется за выход «из тени в свет». Например, 38% представителей среднего класса признают существование неформальных отношений со своим работодателем. Он отнюдь не столь политически активен, как ожидается многими политическими акторами. Так, только 4% представителей ядра среднего класса считают себя активистами общественных движений. В электоральной сверхактивности он также не замечен — степень его участия в выборах различного уровня такая же, как и у других социальных групп. Да и в целом во многих своих проявлениях он такой, как и все общество. Впрочем, это не должно вызывать удивления. Многие функции, традиционно приписываемые среднему классу, — гарант социальной стабильности, активный потребитель, успешный предприниматель, разумный инвестор — только-только начинают формироваться.

Вместе с тем нельзя не замечать другой функции среднего класса — проводника инновационных форм социально-экономической деятельности. Обобщенный средний класс располагается на двигающемся фронтире или поблизости от него, осваивая новые предметы и формы деятельности, транслируя их далее — в более массовые группы. С этой точки зрения авангардная функция среднего класса налицо.

Автор — директор Независимого института социальной политики

Новости и материалы
Трек Славы КПСС и Замая попал в реестр экстремистских материалов
Пользователи пожаловались на антибликовое покрытие смартфонов Samsung
Нефтяные пятна из затонувших танкеров достигли Анапского района
Названа дата возобновления чемпионата России по футболу
Евросоюз решил оценить риски конфискации активов РФ в пользу Украины
В Турции воспитательница в детском саду оказалась в больнице после ссоры с родителями
В Москве мужчина ударил пенсионера ножом в грудь на глазах детей и получил срок
В Курске арестовали жительницу Приангарья за попытку перейти на сторону ВСУ
Капитан танкера «Волгонефть-212» поедет в суд из больницы
Суд заочно вынес приговор экс-совладельцу Внешпромбанка Беджамову
Аварийные службы начали разбирать обломки на месте гибели Кириллова
Крымские татары создали официальное представительство
В США допустили остановку работы правительства в ближайшие дни
Витя АК-47 не захотел комментировать просьбу 11-летнего активиста отменить концерт в Перми
Стало известно, какие пищевые привычки повышают риск деменции на 84%
Источник: НАТО вместо США взяло на себя координацию военной помощи Украине
На звезду «Короля и Шута» составили протокол о дискредитации российской армии
В России приняли закон о декриминализации медицинской деятельности
Все новости