Попытки узнать что-либо о некоей загадочной субстанции, именуемой средним классом, предпринимаются в России с тех самых пор, как Борис Ельцин объявил создание среднего класса одной из приоритетных задач государства. Предполагалось, что эта прослойка станет опорой действовавшей власти и обеспечит «неотвратимость реформ». Попытки найти этот класс предпринимаются с завидной регулярностью, и критериев, по которым тот или иной гражданин может или не может быть отнесен к среднему классу, создано уже немало. Это, например, обладание определенным набором собственности, самоощущением или возможностью, проживая в России, потреблять услуги по европейским стандартам, то есть догнать Португалию на индивидуальном уровне.
::: Однако эти признаки в некотором роде подгонялись под поставленную задачу: получавшийся таким образом средний класс, по определению еще Бориса Ельцина, должен был быть опорой реформ или потенциальным электоратом партии власти.
Вполне возможно, что в России нет того среднего класса, о котором говорил Борис Ельцин, но с тем, что в стране есть стандарты потребления, которым отвечает большая часть населения, спорить не приходится.
По логике, именно эту часть населения и стоит называть средним классом.
Приведенные в самом начале заметки данные о среднем русском потребителе получены группой компаний PPE, которая занимается продажей товаров по почте. Торговцы рассылают своим потенциальным клиентам по почте свои каталоги, после чего россияне могут оплатить понравившийся им товар и спустя некоторое время получить его на почте. Несмотря на сложившееся убеждение в том, что российская почта работает плохо, бизнес компании, по ее собственным уверениям, развивается достаточно уверенно. Ежемесячно PPE (в состав группы входит, например, интернет-магазин Ozon) отправляет около 300 тысяч посылок. Некоторое время назад компания разослала своим потребителям 450 тысяч анкет. База для подобной рассылки была составлена как из собственно клиентов PPE, так и из просто экономически активных россиян — тех, кто, например, размещает объявления в изданиях типа «Из рук в руки».
~ Если в Европе на подобные опросы реагируют 1–2%, то в России этот показатель оказался значительно выше. Своим продавцам ответил каждый третий из получивших анкету. В результате компания получила данные о каждом тысячном россиянине. Насколько репрезентативна такая выборка, можно понять в сравнении. Допустим, рейтинги политических партий социологические службы высчитывают исходя из опроса тысячи-другой человек. У PPE этот показатель составил 150 тысяч анкет, и в основном это, понятно, жители российских регионов — в Москве и Санкт-Петербурге снабжение традиционно лучше и нужды в подобных службах в этих городах, в общем, нет.
Так вот, возвращаясь к тому среднему россиянину, который покупает товары по почте. Уровень жизни в российских регионах, согласно исследованию PPE, практически не меняется от области к области — исключение, вероятно, составляют лишь Москва и Санкт-Петербург.
51% экономически активных российских потребителей замужем (женаты), 27% имеют высшее образование, в 54% семей есть только один ребенок. 59% домохозяйств имеют в собственности квартиру (как правило, приобретенную в результате приватизации), 83% приобрели телевизор, 64% имеют стационарный телефон, 33% — автомобиль, лишь 11% — мобильный телефон и всего 2% россиян проводят отпуск за границей.
93% россиян недовольны своим уровнем зарплаты и только 8% имеют возможность копить деньги. Только 9% респондентов готовы обращаться за кредитом в коммерческие банки, в то время как 72% при возникновении необходимости в займе обратятся к друзьям и родственникам. 60% средних русских не имеют сберегательного счета, а 59% не видят необходимости в кредитной карте.
Соответственно выглядит и структура расходов среднего русского. Около 26% тратится на продукты питания и напитки (кстати, Top-3 среди напитков — пиво, водка и вино) и примерно 16% на одежду. 24% съедают расходы на муниципальные услуги — ЖКХ, общественный транспорт и так далее.
Средние русские мало ходят в кино и рестораны — на развлечения вообще уходит лишь около 2% бюджета.
На образование — в первую очередь, единственного, скорее всего, ребенка — тратится примерно в три раза больше, около 6,5%. Почти столько же — 5,6% расходов — направляется на помощь родственникам. Таким образом, вероятно, закрывается значительная часть потребностей в банковских кредитах. Так что в целом понятно, почему 72% средних русских обращаются за кредитом не в банки, а к близким людям, а 60% не понимают, зачем им нужна кредитная карта. При этом, если забыть о помощи родственникам, получится, что средний русский живет в кредит. На долю собственно накоплений в бюджете среднего россиянина приходится лишь 1,5%, в то время как на выплату разного рода кредитов (в том числе, очевидно, и взятых у близких) направляется 2,2%.
Возможно, и даже вероятно, приведенная картина покажется читателям www.gazeta.ru надуманной и не соответствующей действительности. Но, собственно, по-другому и быть не может. Дело в том, что 96% средних русских не имеют доступа в интернет.