Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Политика тотальной условно-досрочности

Российская политика изобилует «странными сближеньями». Казалось бы, два внешне не связанных друг с другом события уходящей недели — освобождение писателя Лимонова и назначение хозяйственника-губернатора Яковлева на другую хозяйственную должность, но тоже по части жилкомхоза и строительства, — обнаруживают единую политическую семантику.

Первое сходство: оба освобождения — одно от отбывания наказания, другое от поста руководителя самого главного теперь города страны — оказались условно-досрочными (на правоохранительном языке — УДО). Только в первом случае освобождение произошло по причине хорошего поведения, когда, как любят говорить работники администраций колоний, «осУжденный встал на путь исправления», а во втором, напротив, в силу плохого поведения губернатора. Писатель Савенко-Лимонов под камеру (в смысле телевизионную) был вынужден сказать, что будет продолжать политическую борьбу, но непременно «конституционными методами». А вот начальник Петербурга, отказавшись, как говорят, от дипломатической карьеры по, несомненно, близкой ему китайской линии (утверждают, что ему была предложена должность посла в Китае), получил утешительный приз, больше похожий на тонкое издевательство. Едва ли назначение главным сантехником, прорабом и вагонвожатым в ранге вице-премьера можно в принципе счесть блистательным витком в биографии, но ведь при этом еще и ротация правительства решительно неизбежна, как загнивание империализма.

И в этой ситуации господин Яковлев останется без работы уже в 2004 году, прямо к радикальной перестройке кабинета министров.

Наша многострадальная степная Северная Византия переплюнула саму себя в византийстве, получая от него УДОвольствие. Есть такая традиция — направлять проштрафившихся глав регионов на ответственную работу в Москву и тем самым нейтрализовывать их. Это очень гуманистичная вегетарианская традиция, не слишком даже похожая на советские времена, когда руководители партии и правительства могли закончить свою биографию в лучшем случае на посту директора электростанции, в худшем — в подвалах Лубянки. Дважды «отличившийся» Евгений Наздратенко условно-досрочно освобождается от должности губернатора сначала в министры, затем и в замы важного, почти силового ведомства. Владимир Яковлев становится вице-премьером. Александр Починок, чья деятельность на посту главы Госналогслужбы когда-то кому-то не понравилась, долгие годы не снижает свой статус министра. Примеров множество. Происходит круговорот российской элиты в природе: ее энергия удивительным образом сохраняется, вещество не исчезает, лишь меняя форму существования.

Если в случае с Яковлевым власть делала вид, что назначает, а на самом деле освобождала, то казус Эдуарда Лимонова немного иной: делали вид, что сажали, а на самом деле освобождали.

~ Это было очевидно с самого начала и по причине некоторой содержательной нелепости его дела, и в силу буффонадности самой фигуры писателя, чей нацболизм казался всего лишь декорацией к собственно литературному творчеству, а кроме того, благодаря колоссальной публичной поддержке и огласке всего того, что происходило вокруг и без того скандального процесса.

Возможно, кто-то в правоохранительных органах и хотел показать на примере дела Лимонова, что вот, мол, ведем, согласно высшим указаниям, борьбу с экстремизмом, а тем самым превратить процесс в показательный. Что, вообще говоря, позволило бы потом размахивать делом Лимонова как антиэкстремистской хоругвью, всякий раз предъявляя ее критикам, утверждающим, что никакой реальной борьбы с политическим радикализмом в стране не ведется. Но не получилось.

А что получилось — так это замечательный пиар господина Лимонова и его замороченных юных и экзальтированных сторонников, некоторые акции которых не всегда носят характер милой подростковой шалости. Не говоря уж об удивительно мерзкой в своей пошлости идеологии, которая действует на молодые мозги, как впервые принятый наркотик.

Вот и показала себя в этих почти хармсовских «Случаях» российская политика: ни одного искреннего шага, сплошные ложные замахи и мнимые ходы, в каждом действии — двойное дно, второй смысл, который правдивее первого.

Впрочем, нам неизвестен возможный третий смысл происходящего — система договоренностей с самими фигурантами этих сюжетов. Кто знает, на какие обещания Лимонова обменено его условно-досрочное освобождение и какими условиями обставлено назначение Яковлева (транспорт — это, на минуточку, создание «Российских железных дорог», а ЖКХ — это и донельзя политизированная реформа, и выстраивание отношений с компанией «Российские коммунальные системы»).

Впрочем, поздравим господ Лимонова и Яковлева — все в их биографии могло обернуться гораздо хуже. Блаженны условно-досрочно освобожденные…

Новости и материалы
Опубликованы подробности оформления социальной пенсии
Microsoft разблокировала обновления для российских пользователей
Ивана Урганта исключили из программы концерта памяти Булата Окуджавы
Депутат украинской Рады испугался назначения Белоусова министром обороны России
Спутники Starlink не пострадали от геомагнитной бури
Психолог объяснил, почему после 30 тяжелее знакомиться
Ученые перечислили возможные последствия магнитных бурь
Британских военных предупредили, что дроны РФ могут похитить их данные
Российский военный заявил, что ВСУ под Часовым Яром все чаще избегают прямого боя
Пенсии для неработающих пенсионеров с 2025 года будут индексировать дважды
Движение транспорта по Крымскому мосту перекрыто
Отток капитала из России вырос за первый квартал 2024 года
Офицер ВСУ рассказал об отсутствии укреплений на линии под Харьковом
Восемь БПЛА сбиты в Курской области
Великобритания препятствует воссоединению украинских беженцев с детьми
В ДОСААФ планируют ввести системную подготовку военных запаса и добровольцев
В Раде рассказали, что Россия готовит ВСУ «два котла»
В Харькове произошла серия взрывов
Все новости